портал о зарубежной недвижимости
Продажа
Аренда

Все грани курорта

Формат многофункциональных курортов возник примерно в 80-е годы XX века, он оказался привлекательным для покупателей недвижимости и выгодным для продавцов – и теперь завоевывает мир.
В 1933 г. братья Костас и Николас Ланитисы, владевшие известной на Кипре торговой компанией и основавшие Народный сберегательный банк, приобрели большой участок земли между деревнями Алектора и Куклия. Часть этой земли была отдана под ферму: сначала здесь выращивали оливы и овощи, потом – виноград, сейчас – цитрусовые.
У следующего руководителя семейной корпорации, Эвагороса Ланитиса, возникла идея, как можно использовать остаток приобретенной земли. В 1980 г. он задумал построить новый курорт – и речь здесь шла уже не только об отеле с соответствующей инфраструктурой, но и о жилье на продажу. Кроме того, курорт должен был стать крупнейшим на Кипре и включать разнообразную инфраструктуру, в том числе поле для гольфа. К 1992 г. план амбициозного проекта был готов.

Испанская экспансия
Как появилась такая идея? Концепция многофункциональных курортов возникла и была опробована в 80-х гг. XX в. В это время испанские власти сделали ставку на развитие туризма, и на побережьях стали появляться большие комплексы с разнообразными возможностями для отдыха – от частного пляжа до собственного гольф-поля. Примеру Испании последовала и соседняя Португалия: в Алгарве рядом с гольфом стали строить и недвижимость, которую можно было приобрести в собственность.
Крупные курорты имели успех и приносили прибыль: оказалось, что покупатели предпочитают не ездить в соседний город за покупками или в спа-салон, а посещать их здесь же, на территории комплекса. Важной частью таких курортов стал отель: благодаря ему инфраструктурой курорта могут пользоваться не только собственники, но и туристы, приезжающие на каникулы.
Из европейских стран идея строительства больших курортов перекочевала на развивающиеся рынки, в Азию и Африку. Она стала тем более актуальной для районов с недостаточно развитой инфраструктурой.
Так, директор по инвестициям компании Property Logic Антуан Пелле отмечает, что создание больших многофункциональных курортов выбрало и правительство Марокко, когда разрабатывало государственную программу Plan Azur, запущенную в 1999 г.: «Продумывая стратегию Plan Azur, правительство не могло не учитывать пример Испании. Было очевидно, что повысить спрос на марокканское побережье у иностранных отдыхающих можно, лишь построив роскошную инфраструктуру». План осуществляют ряд девелоперских компаний. Property Logic работает над 11 курортами под общим брендом Le Jardin de Fleur в Саидии, на участке, который тянется на 7 км вдоль побережья Средиземного моря. «Комплексы включают апартаменты, таунхаусы, виллы под управлением гостиничного оператора, – рассказывает Антуан Пеле. – Помимо баров, ресторанов и спа в Le Jardin de Fleur имеется гольф-поле на 18 лунок, большая марина и торговый центр».
Концепция Le Jardin de Fleur, как и целого ряда масштабных «интегрированных» курортов по всему миру – от Египта до Центральной Америки – принадлежит компании Wimberly Allison Tong & Goo. Список реализованных проектов WATG впечатляет. Playa Blanca Resort в Панаме – 78 га с двумя отелями, полем для гольфа, ресторанами и возможностями для занятия спортом. Uptown Cairo в Египте – гольф-курорт площадью 485 га для EMAAR Misr, подразделения известного дубайского девелопера. AmaZulu Valley в ЮАР – 16 500 га с тематическим парком, гольф-полем, мариной, спа, отелями и резиденциями.

Продолжение истории
Неудивительно, что, работая над генеральным планом «полностью интегрированного курорта» Aphrodite Hills площадью 234 га, кипрская компания Lanitis Development обратилась в WATG. Главной задачей было создать гармоничное пространство, в котором было все необходимое как для разнообразного отдыха в любое время года, так и для постоянного проживания. Особенностью стало расположение курорта на высоте 200 м над уровнем моря – благодаря этому море видно и из окон большинства апартаментов, и из отеля, и с гольф-поля. В остальных резиденциях окна выходят на сады, поле или живописное ущелье, которое разделяет курорт на восточную и западную части и по которому проложены дорожки для пеших и велосипедных прогулок. В генеральном плане в деталях описывалось, где именно должны проходить дорожки, располагаться зеленые зоны и ландшафтные сады, подчеркивалось, что постройки должны занимать не более 8% территории Aphrodite Hills. Вплоть до сегодняшнего дня строительство ведется в строгом соответствии с мастер-планом.
Девелопером была выбрана стратегия не поэтапного строительства (когда сначала был бы возведен отель, потом гольф-объекты и еще позже – резиденции), а работы одновременно на всех направлениях. В итоге уже в 2005 г. в поселки Aphrodite Hills приехали первые покупатели жилья, а в пятизвездочный отель InterContinental – первые туристы.

Сегодня Aphrodite Hills представляет собой курорт с 650 виллами, полем для гольфа на 18 лунок от Кабелла Б. Робинсона, клабхаусом, отелем InterContinental, спа-центром The Retreat, теннисными кортами и академией тенниса, магазинами, ресторанами, барами, двумя пляжными клубами и часовней. Девелопер обещает вскоре открыть конный клуб.
Почему компания выбрала именно такой путь, а не построила несколько маленьких комплексов? Конечно, речь идет не только о репутации, но и о финансовых выгодах. Как рассказывает директор по продажам и развитию бизнеса в России компании Lanitis Development Татьяна Каретникова, разнообразие собственной инфраструктуры позволяет компании получать не только сиюминутную прибыль от продажи построенных объектов, но и долгосрочный доход от отеля и инфраструктуры, а также делает курорт круглогодичным. Март, апрель, октябрь и ноябрь, когда не слишком жарко и нет дождей, – «высокие» месяцы для гольфистов. На летний отдых сюда прилетают с конца мая до октября. Самые популярные месяцы для отеля – июль, август и сентябрь. Меньше всего отдыхающих на курорте остается в январе и феврале, но и тогда часть собственников живут в своих домах, а значит, ходят в спа и спортивный клуб, арендуют машины и покупают продукты. «Для русских, – говорит Татьяна Каретникова, – сезонность практически не существует». При этом примерно четверть покупателей недвижимости в Aphrodite Hills – из России, 60% – англичане.
Такая всесезонность обеспечивает хорошую заполняемость и объектам, которые сдаются в аренду. Самостоятельно арендой занимаются немногие собственники, обычно это происходит через управляющую компанию. Для новых покупателей девелопер предлагает четырехлетнюю программу гарантированного дохода от ренты: такая услуга практически не приносит прямой прибыли самой компании, однако помогает привлечь новых клиентов.
На примере реализованных проектов стало очевидным, что масштабные курорты пользуются спросом и оправдывают финансовые ожидания застройщиков. Месторасположение и инфраструктура недвижимости, как отмечает руководитель отдела зарубежной недвижимости компании Knight Frank (консультанта Aphrodite Hills) Елена Юргенева, - важный ценообразующий фактор. Качественные гольф-курорты привлекают даже тех покупателей, которые вообще не играют гольф: наличие поля гарантирует эксклюзивные ландшафты, идеальные газоны, меньшую плотность застройки в целом. При этом виллы с видом на гольф-поле на 20% дороже других объектов на том же курорте.
Lanitis Development планирует через три-четыре года запустить проект Aphrodite Hills II. На Кипре появляются и иные проекты, совмещающие недвижимость, гольф и разнообразную инфраструктуру.
Не отстают и другие рынки. В 2006 г. началось строительство Thracian Cliffs Golf and Spa Resort на севере Болгарии. Несмотря на то, что ядро проекта – это поле для гольфа на 18 лунок от Гари Плейера, создатели Thracian Cliffs уверены, что недвижимость вокруг поля будут покупать далеко не только гольфисты. Внимание инвесторов должны привлечь пляжи и марина на 92 судна, спа-комплекс, развлекательные и торговые центры, а также семизвездочный бутик-отель с 60 номерами известной гостиничной сети Chedi. Как пояснил в одном из интервью директор по маркетингу и продажам курорта Алекс Линчев, такой формат позволяет уйти от стереотипа о том, что Болгария – это направление с дешевым жильем и слишком плотной застройкой. Thracian Cliffs предлагает роскошные услуги, а застроено здесь будет всего 15% от 164 га территории.
Примерно по такому же пути – выбрать доступное направление с большим количеством свободных площадей и со скромной инфраструктурой и построить там самодостаточный роскошный курорт – пошла компания EMAAR Mistr. Помимо упоминавшегося Uptown Cairo в Египте, она строит курорт мирового класса Marassi Mediterranean Marine and Golf Resort на северном, средиземноморском побережье страны. В EMAAR Mistr заявляют: «Marassi станет одним из самых престижных египетских сообществ с функциями курорта и жилого комплекса». Как и другие большие проекты, Marassi состоит из нескольких комплексов. В Santorini будут расположены апартаменты в греческом стиле, в Safi Sands – «марокканские» резиденции и отели, рядом с ними появятся «тунисский» Port Zaris, «испанские» Valencia и Altea. Египет постепенно становится все более популярным гольф-направлением, в стране уже около двух десятков полей, однако особенность Marassi в том, что, помимо поля для игры на 18 лунок, здесь будет построена стоянка для яхт на 150 мест.
Недвижимость на интегрированных курортах, как правило, стоит дороже, чем в среднем по рынку, но это с лихвой окупается целым комплексом преимуществ, которые получает покупатель. Неудивительно, что такие проекты привлекают внимание требовательных покупателей, готовых платить за высокое качество. Тем более что в будущем эти вложения смогут принести хороший, стабильный доход.

Все статьи о стране
Все статьи
Недвижимость на Кипре
Обсуждение
Представьтесь:
Код с картинки: