портал о зарубежной недвижимости
Продажа
Аренда

Доход на обочине

Путешествие на автомобиле по незнакомой стране приносит массу открытий. Красоты за окном заставляют задуматься о покупке отеля или ресторана – мысль логичная, но традиционная. А как насчет автозаправочной станции?
Сейчас уже довольно трудно себе представить, но чуть больше ста лет назад никаких заправочных станций не существовало: первые автомобили заправлялись в аптеках – для фармацевтов это был побочный бизнес. Бензоколонки появились в США: первая станция была возведена в штате Миссури в 1905 г. С тех пор этот бизнес рос и развивался, переживая и впечатляющие взлеты, и драматичные падения.
Лучшими оказались послевоенные десятилетия, когда огромные американские автомобили потребляли катастрофическое, по нынешним представлениям, количество бензина. К тому же рост экономики позволил увеличить «поголовье» автомобилей в США с 45 млн в 1949 г. до 119 млн – к началу 70-х. Собственно, и в кризисный 2008 г. американцы купили 13,2 млн машин, но показатели авторынка 1960-х гг. вряд ли будут когда-нибудь перекрыты. Другой причиной появления новых автозаправок была сравнительная дешевизна нефти.
Ко второй половине ХХ в. нефть отвоевала корону у каменного угля. В 1960-е гг., чтобы привлечь потребителя, владельцы бензоколонок выставляли плакаты вроде «У нас на 1 цент дешевле, чем у соседей». Станции, ранее бывшие лишь точками распространения бензина, активно обрастали сервисами (магазинами, мойками и прочим) – теперь такой набор считается стандартным.
Однако начиная с 1990-х гг. рынок начал избавляться от лишних заправок. Так, в Великобритании в 1992 г. было 18 000 станций, а к 2007 г. их стало почти вдвое меньше – 9271. По всей Европе закрылось примерно 20 000 станций, а осталось около 100 000.
Сколько заправочных станций требуется той или иной стране? Точной формулы пока нет. Трудно сказать, зависит ли это напрямую от количества автомобилей или населения страны: в США с населением 280 млн более 120 000 заправок, в Канаде (33 млн) – 14 000, в Италии (60 млн) – 20 000, а в гораздо более густонаселенном Китае – всего около 30 000.
Интересно, что есть страны, где количество станций постоянно растет. Специалисты считают, что особенно перспективны Турция, Мексика, Южная Африка, Кения и ряд других африканских стран.
Колебания на рынке розничной реализации топлива не отменяют главного: заправочные станции останутся востребованными, пока существует автомобиль. Даже переход на новые виды топлива будет означать скорее смену оборудования на заправке, чем ее ликвидацию.

С чего же начать?
Очевидно, что необходима профессиональная проверка всех документов, показывающих возможности станции. Главное, что следует оценить, – ежедневный объем продаж, от которого в конечном итоге и зависит доход, который необходимо соотнести с ожидаемыми издержками. Обычно для оценки нанимают адвоката и финансового консультанта (бухгалтера), работающих в связке. Однако и личное наблюдение за тем, как проходят будни станции, не повредит – так можно составить представление о целевой аудитории, что всегда полезно.
Выбирая объект для покупки, важно правильно оценить его расположение. Супермаркеты, торговые и развлекательные центры, индустриальные зоны – всегда очень удачное соседство. Несмотря на это всегда нужно проверить, действительно ли данная заправка востребована.
Следует максимально точно узнать, каковы планы властей на эту территорию, собираются ли здесь строить новые дороги или как-то иначе распорядиться прилегающими участками. Изменения инфраструктуры могут быть как позитивными, так и негативными: например, в Европе бензоколонок стало заметно меньше из-за замены традиционных перекрестков на ротонды.
В разных странах формы собственности на бензоколонки разнятся. Чаще всего оборудование принадлежит либо владельцу франчайзинга, либо обслуживающей компании. Земля может принадлежать владельцу бизнеса, государству или муниципалитету, и это определяет возможности развития станции. Скажем, в Италии требуется согласие владельца франчайзинговой сети на переход предприятия к другому владельцу, а разрешение на установку мойки получают в муниципалитете.

Не повод для сравнения
Достаточно сложно говорить о ценах на подобные объекты (и тем более – об их предполагаемой доходности) в отрыве от конкретики: станции примерно одного размера могут стоить десятки тысяч долларов в одной стране и миллионы – в другой.
В Великобритании возведение современной заправочной станции, продающей 5 млн л бензина в год, обходится в 2 млн фунтов стерлингов. До 60% суммы уходит на оборудование, полностью скрытое под землей, значительная часть уходит на системы безопасности, которые гарантируют экологичность станции и предупреждают об утечке топлива задолго до того, как она станет проблемой. В Европе не стоит забывать о наличии колонки с газом.
Сумма кажется внушительной, но, как правило, заправочную станцию не строят с нуля, а лишь берут в аренду или управление. В Болгарии, в 30 км от города Хасково, продается заправочная станция 1998 г. постройки, на которой в прошлом году проводился косметический ремонт, с обновленным оборудованием (3 бензоколонки и 1 газовая), общей площадью 100 кв. м. Цена объекта – 250 000 евро.
В Греции, на въезде в город Салоники, продается заправочная станция, оборудованная колонками не только для бензина, но также и для LPG-топлива, с разрешениями на заправку автомобилей сжиженным газом (пропан-бутан) и сжатым природным газом (метан). Здесь установлены 14 пистолетов компании Aegean Oil, и новый владелец может либо продлить контракт с той же компанией, либо заключить новый договор. Договор аренды на землю будет действовать еще 20 лет. Помимо профильного оборудования, имеется мойка-тоннель, мойка самообслуживания, а также точка фастфуда. Станция имеет право работать круглосуточно. Цена предложения – 3,8 млн евро.
В Испании, в провинции Мурсия, продается сервисная автозаправочная станция на участке площадью 16 670 кв. м. Имеется магазин, автомойка (для грузовых и легковых машин), бар-ресторан; часть площадей сдается в аренду. Здесь заправляют дизельным топливом двух видов и бензином всех общепринятых сортов; имеются весы (до 60 т) и ангар (2000 кв. м). Стоимость – 2,4 млн евро.
Можно ли сравнить покупку заправки с другими бизнесами? В Италии за 100 000 евро можно взять в управление рядовой бар в провинциальном городе, который может оказаться прибыльным – или принести за три года 70 000 убытка. Для получения права на управление рестораном в туристическом месте придется выложить от полумиллиона евро (зависит от места, числа посадочных мест и прочих обстоятельств). Даже такую «мелочь», как лицензию на газетный киоск, можно приобрести примерно за 80 000 евро – или же заплатить деньги только за аренду помещения, если удастся найти бесплатную лицензию в местном муниципалитете.

Как заработать, как сэкономить
Заправочная станция, несмотря на свою выраженную утилитарность, оставляет простор для творчества: всегда можно придумать, чем еще привлечь покупателя. В глубинке заправка может стать средоточием жизни и центром развлечений – как насчет устройства интернет-кафе? В окрестностях туристических центров привлечь дополнительное внимание может интересный дизайн станции.
Современные заправки позволяют существенно сэкономить на персонале – и это важно, ведь в большинстве зарубежных стран зарплата и особенно налоги за каждого работника составляют значительную часть расходов. Все большее распространение получают бензоколонки самообслуживания, однако важно уточнять, что говорит об этом законодательство: в США, например, в двух штатах подобные колонки запрещены. Наконец, если удастся развить сеть бензоколонок, это будет очень выигрышным шагом: всякое сетевое предприятие приносит больше дохода на единицу инвестиций.
Так что, проезжая по дорогам той или иной страны, внимательнее присматривайтесь не только к отелям или кафе, но и к заправочным станциям: как знать, может быть, одна из них станет вашей.

Все статьи о стране
Все статьи
Недвижимость в Испании
Обсуждение
Представьтесь:
Код с картинки: