История вопроса
После провозглашения республики в 1923 г. турецкие власти стали строить светское государство, выбрав в качестве ориентира страны Западной Европы. Турция стала членом-основателем ООН, вступила в НАТО и Совет Европы. А вот членство в ЕС остается заветной мечтой Турции не первое десятилетие. Тому есть экономические причины – стремление войти в единое европейское экономическое пространство, получить инвестиции из бюджета ЕС. Есть и политические – стремление президента и премьер-министра ослабить власть военной группировки... внутри страны.
Большое значение имеет и визовый вопрос. В конце прошлого года министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу высказался с сожалением, что с новыми странами-заявителями (Сербией, Черногорией и Македонией) ЕС уже установил безвизовый режим: «Нет оправдания тому, что такие права не получили граждане Турции». Страны, которая, по выражению премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, «уже 50 лет стоит у ворот Европы».
И нет конца переговорам
Началом интеграции можно считать 1959 г. – тогда Турция обратилась с просьбой о вступлении в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Но вплоть до 1995 г., когда было подписано соглашение о Таможенном союзе и проведена либерализация торговли, переговоры то и дело срывались из-за сложных отношений с Грецией, военных переворотов и общей нестабильной ситуации внутри страны. В 1999 г. на саммите в Хельсинки Турция получила статус кандидата, а в 2002 г. в Копенгагене было решено начать переговоры при условии, что Турция сможет соблюсти Копенгагенские критерии (экономические и политические условия).
Всего для вступления в ЕС Турции необходимо успешно завершить переговоры по 33 (формально – 35) главам Основного закона Евросоюза. В данный момент переговоры открыты по 14 из них, однако успешно завершены лишь по главе "Наука и исследования". В 2005 г. Турция подписала дополнительное соглашение о Таможенном союзе, распространяющееся на 10 его новых членов, в том числе Кипр. В ноябре 2006 г. из-за отказа Турции открыть морские и воздушные порты Кипру Совет решил заморозить переговоры по восьми главам до тех пор, пока страна-кандидат не выполнит обязательства. А в конце 2009 г. Кипр пообещал наложить вето на шесть глав.
Парадоксы турецкой политики
Интересно, что главными идеологами европеизации Турции являются лидеры правящей происламской Партии справедливости и развития (ПСР) – президент Абдулла Гюль и премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. Также традиционно большую роль в политической жизни государства играет армия, и многие в Европе считают такое «двоевластие» признаком нестабильности. Под давлением ЕС в Турции влияние армии было ослаблено, однако полностью подчинить себе военных правительство пока не может.
Понимая, что переговоры с ЕС могут тянуться очень и очень долго, Турция стремится усилить свое влияние на соседние и даже африканские страны. Такой курс и правительство, и СМИ называет «неоосманизмом».
Европа разделилась во мнениях
Стремясь выполнить требования Евросоюза, Турция отменила смертную казнь, видоизменила ст. 301 Уголовного Кодекса («Об оскорблении турецкой нации»), по которой, в частности, судили известного писателя, нобелевского лауреата Орхана Памука. Были провозглашено верховенство международных соглашений, внесены поправки в Конституцию, касающиеся равенства полов, свободы мысли, немусульманских объединений, возможности обучаться на традиционных для Турции языках и диалектах, был предпринят ряд других мер. Однако политических претензий к турецким властям у Евросоюза еще много, включая ущемление свободы прессы и т. д.
Идею вступления Турции в ЕС поддерживают Великобритания, Испания, Италия, Швеция, Португалия, Норвегия. Наиболее активными противниками являются Франция, Германия, Австрия. Нынешний президент Франции Николя Саркози, как и Жак Ширак, – главный противник вступления Турции в ЕС, во многом из-за опасений, касающихся новой волны иммигрантов-мусульман в Европу. Впрочем, главный аргумент Саркози сводится к географическим границам: лишь 3% территории Турции находится в европейской части. Шведский министр иностранных дел Карл Бильдт по этому поводу заметил: «Если мы позволили Кипру стать членом ЕС – а это остров, расположенный у берегов Сирии, – трудно продолжать настаивать на том, что Турция не является Европой».
За Турцию без ЕС
Судя по количеству требований и условий, выдвигаемых европейскими экспертами к Турции, страна вряд ли войдет в Евросоюз в ближайшие годы.
В 2013 г. будет определен бюджетный план ЕС на следующие шесть лет – и к этому моменту Анкара надеется привести государственное законодательство в соответствие с законодательством ЕС. Брюссель, однако, не спешит рассматривать 2013 г. как окончательную дату. В 2006-м президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу высказал мнение, что процесс присоединения затянется по меньшей мере до 2021 г.
В любом случае большая работа на пути к членству уже позитивно сказалась на состоянии турецкой экономики и ситуации внутри страны. В то же время российские эксперты в сфере недвижимости неоднозначно относятся к возможной интеграции.
По словам Алены Ондер, менеджера по продажам Solim Investment & Real Estate, сейчас «всех устраивают сложившийся спрос в туризме и в недвижимости и «безвизовый» режим». В 2007 г. в стране начали выдавать ипотеку иностранцам, рынок оставался относительно стабильным даже в 2008–2009 гг. При сравнении ситуаций в Турции и в Болгарии, недавно вошедшей в Евросоюз, Турция выигрывает. «Если посмотреть на Болгарию – там очень росли цены, но сейчас предложение превысило спрос, и цены существенно снизились. Я за Турцию без ЕС», – говорит Людмила Гребенщикова из компании Yekta Homes.
Если продолжать сравнение, то заметим, что в Болгарии собственники недвижимости могут получить визу на срок до 180 дней в году, тогда как Турция дает владельцам вид на жительство сначала на полгода, а потом на пять лет, а их гости просто покупают в аэропорту туристическую визу. Кстати, большинство покупателей в Турции – европейцы, которых абсолютно не смущает вопрос о членстве страны в ЕС.