Куда и откуда
Бизнес-авиация вряд ли пригодится тем, кто приобрел недвижимость в одной из европейских столиц или просто в крупном городе, связанном с Москвой регулярным авиасообщением. Если же ваш дом находится вне пределов досягаемости прямых линий, но недалеко от аэропортов, принимающих международные рейсы, перелеты на легких самолетах становятся оправданным решением.
Наиболее популярные направления для частных рейсов – это испанская Малага, юг Франции – Ницца и Канны, - а также зимние альпийские курорты - Гренобль, Куршавель, Инсбрук. «Хотя большинство клиентов VIP-рейсов предпочитают традиционные европейские направления, долететь на самолете бизнес-класса можно практически куда угодно, - говорит генеральный директор компании «Бизнес Авиация» Лев Горбунов. - Исключение, пожалуй, составляют лишь некоторые острова, где по техническим условиям могут садиться не все самолеты. Главное - найти ближайший аэропорт».
То, каким образом будет организован перелет, в первую очередь зависит от финансовых возможностей клиента и только во вторую – от его пожеланий. Так, например, беспосадочные перелеты на дальние расстояния требуют значительных расходов – тем, кто собирается экономить, скорее всего предложат лететь с посадкой, такой вариант снизит стоимость примерно за 30%. Особенно ощутима экономия на сверхдальних маршрутах - например, в ЮАР, Японию или Австралию, где для беспосадочного рейса требуются более «тяжелые» и, соответственно, более затратные модели. «Не все типы самолетов пригодны для прямых перелетов на другие континенты, к тому же в последнее время стоимость дальних авиарейсов значительно возросла из-за роста цен на топливо», - отмечает Александр Кондратьев, консультант компании Golden Wings.
Еще одна важная деталь – аэропорт должен соответствовать техническим данным самолета по приземлению. По словам заместителя гендиректора компании «Беркут Бизнес Эйр» Константина Алексеева, даже при условии, что тяжелый самолет может теоретически долететь в любую точку ЮАР, он не сможет приземлиться на грунтовую полосу, которые не редкость в этой стране.
Аэропорт, принимающий самолет бизнес-класса из России, должен отвечать и некоторым другим условиям. Прежде всего необходимо наличие таможенного и пограничного контроля. «В некоторых случаях, - говорит Лев Горбунов, - эта проблема решается достаточно просто. Мы можем привезти своим клиентам таможенников и пограничников из ближайшего аэропорта, и все формальности будут улажены, не выходя из самолета». Так, например, если вы намереваетесь попасть в Саламанку, где нет международного аэропорта, можно выбрать два варианта полета. Первый – приземлиться в Мадриде, так же, не выходя из самолета, пройти досмотр и отправиться дальше – в Саламанку. Второй вариант – ожидать таможню в Саламанке. Стоимость такой услуги составляет около 2000 евро.
Что касается вылета, то самолеты бизнес-авиации летают из всех аэропортов Москвы, кроме Быково. VIP-клиенты пользуются отдельными терминалами или специализированными центрами обслуживания. Во Внуково это терминал «Космос Внуково-3», в Шереметьево - терминал «Авком», в Шереметьево и Домодедово существуют также Центры деловой авиации. Их отличает наличие VIP-залов, собственной парковки, отдельных пунктов таможенного и пограничного контроля. «Стремление клиентов к приватности и конфиденциальности нашло отражение во всех деталях обслуживания, к примеру, пассажиров на борт подвозят лимузинами», – говорит Лев Горбунов.
Комфорт гарантирован
Тип самолета, выполняющего перелет, зависит от целого ряда условий, главные из которых связаны с дальностью перелета и принимающим аэропортом. Условно весь авиапарк делят на три класса. Легкие самолеты рассчитаны на 5-8 мест, их дальность полета - до 2500 км. Средние самолеты более вместительны - 6-10 мест, а дальность составляет 3700 км, что вполне достаточно для любого европейского перелета. В Азию, Африку и США можно добраться на тяжелых моделях, рассчитанных на расстояния 7000 км и более, они гораздо более вместительны – до 19-20 мест.
Наиболее популярные западные модели самолетов, изначально спроектированные для бизнес-авиации, – Hawker, Falcon, Gulfstream и Embraer. Российская авиапромышленность не производит самолетов, специально предназначенных для VIP-авиации. Под ее нужды приспосабливают стандартные пассажирские модели, прошедшие качественную реконструкцию на заводах. «Переделка необратима, - говорит Лев Горбунов, - она затрагивает все системы – от технического оснащения салона до дизайна интерьера, так что VIP-самолет больше никогда не станет пассажирским». На международных рейсах из российских моделей используются в основном Як-42, Ту-154 и Ил-62. Новейшая российская разработка - среднемагистральный Ту-334 – пока еще не вошла в эксплуатацию, а многие другие модели по своим шумовым и экологическим характеристикам перестали соответствовать европейским требованиям, например популярный Ту-134, работающий исключительно на внутренних направлениях.
Условия на бортах самолетов отечественного и зарубежного производства не различаются. Все самолеты бизнес-класса – вне зависимости от места их производства – должны отвечать целому ряду показателей. Количество мест в них не превышает 20, предусмотрены либо отдельные спальные места, либо мягкие зоны с раскладными креслами и диванами, установленные в салонных компоновках. Для отделки используются только экологически чистые материалы, редчайшие породы дерева – карельская береза, вишня, а также эксклюзивные сорта кожи. При этом качество работ российских авиационных дизайнеров не уступает западному, а иногда и превосходит его.
Часто внутреннее помещение делится на несколько салонов, по-разному оборудованных и декорированных, например «джентльменский» – для курения и обсуждения деловых вопросов, «дамский» или салон для отдыха, и детский. Нередко оборудуется конференц-зал, оснащенный новейшей техникой, в том числе компьютерами. В частных самолетах устанавливаются и душевые кабины.
Самолеты бизнес-авиации отличается сверхсовременным техническим оснащением салона. Стандартный набор – жидкокристаллические мониторы, вмонтированные в спинку переднего кресла, аудио- и видеоаппаратура класса hi-fi. Пользуется популярностью «аэрошоу» – камера, установленная на носу самолета и передающая на персональный монитор изображение, идентичное видам из кабины пилота. По желанию клиента может быть установлено и дополнительное оборудование.
Вылетаем срочно
Заказать бизнес-рейс очень просто – многие диспетчерские службы компаний, предоставляющих услуги бизнес-авиации, работают круглосуточно, нередко заявку можно сделать и электронной почтой. Зачастую подтверждение можно получить уже в течение 10-15 мин. Первоначально требуется сообщить лишь число пассажиров и маршрут, а также возможные нюансы, например большое количество багажа или наличие табельного оружия у сопровождающих лиц.
Вылететь можно уже через три часа после получения подтверждения, однако здесь существуют некоторые исключения. В некоторые страны - Ирак, Индию, Китай, - получить разрешение на вылет очень сложно, оно оформляется несколько дней, поэтому заявку на вылет лучше всего подавать за две недели. Получить разрешение на вылет в горячие точки, над которыми запрещено авиасообщение, практически невозможно. Заранее бронировать самолет необходимо и в летний период или в праздники. Если клиенту необходимо срочно вылететь, а свободных самолетов на этот момент нет, то авиакомпания может обратиться к зарубежным коллегам, но стоимость рейса при этом несколько увеличится.
Заказать самолет и потом передумать лететь - нельзя. Особенно жестко на это реагируют иностранные компании – штраф может достигать 50-80% от обозначенной суммы. Оплата производится перед полетом, однако и из этого правила бывают исключения – многие постоянные клиенты летают в кредит.
Окончательная стоимость рейса зависит от типа самолета, дальности полета, уровня обслуживания, числа членов экипажа на борту. Дальние рейсы нередко сопровождают два экипажа – основной и запасной, если между полетом туда и обратно не предусмотрено времени на отдых. Имеет значение и качество питания: минимальные цены - $15 на человека, питание бизнес-класса стоит около $60, VIP-питание - $100-150. Ресторанная еда и коллекционные вина обойдутся еще намного дороже.
Словом, разброс цен исключительно велик и составляет от $6500 до $400 000. Например, полет в Женеву на один день без ночевки обойдется примерно в $35 000. Более точных цифр привести просто невозможно. Как отмечает Лев Горбунов, подготовка рейса - это штучная работа, основанная исключительно на индивидуальных предпочтениях заказчика.
Лайнер в продаже
Самолет бизнес-класса можно и купить. Большинство покупателей предпочитают самолеты западного производства. Стоимость новых варьируется в пределах $16-50 млн, уже бывшие в употреблении гораздо дешевле - от $1 млн. На цену влияют дата изготовления и количество летных часов. Заметим только, что, согласно техническим нормам, самолеты старше 30 лет считаются небезопасными.
Зарегистрировать приобретенную машину можно как в Москве, так и за рубежом – в Европе или оффшорных зонах, например на Каймановых островах. В первом случае оформить регистрацию сложнее, а последующее оформление разрешений на полеты за рубеж будет отнимать значительное количество времени. Кроме того, за «растаможку» приходится заплатить столько же, сколько и за сам самолет. Зарубежная регистрация гораздо выгоднее, хотя полеты по России на самолете, зарегистрированном под другим флагом, будут запрещены.
«С финансовой точки зрения покупка самолета никогда себя не оправдывает, - говорит Лев Горбунов. - Единственный способ уменьшить расходы на его эксплуатацию – это его частичное коммерческое использование». С этим мнением согласен и Александр Кондратьев: «Чтобы покупка себя оправдала, самолет должен летать как заводной». Действительно, техническое обслуживание «съедает» значительные суммы, в них входят аренда стоянки, техосмотры, обучение экипажа, его зарплата и проживание. В среднем годовые затраты составляют $300 000–600 000, однако в случае тяжелых самолетов зарубежного производства стоимость возрастает до $3-5 млн.