В 1990-е гг. началась очередная волна эмиграции из России: миллионы наших сограждан выехали за пределы бывшего СССР. Многие из них уже успели купить за границей жилье, однако говорить о них как о покупателях зарубежной недвижимости едва ли уместно. Что же касается россиян, постоянно проживающих на родине, то, по мнению специалистов, лишь незначительная доля покупателей недвижимости за границей переезжают туда на ПМЖ.
В основном это очень состоятельные бизнесмены, чей бизнес не требует постоянного пребывания в России. Есть также не очень большая категория покупателей, которые переселяют за рубеж пожилых родителей (иногда с внуками), а сами туда периодически наведываются. Но большинство все же ограничивается не очень продолжительными визитами в свой зарубежный дом. В зависимости от режима использования недвижимости ее владелец выбирает и наиболее подходящий для себя статус. Чаще всего он получает обычную многократную или деловую визу, иногда – вид на жительство и гораздо реже – второе или вообще новое гражданство.
По мнению Татьяны Булах, независимого консультанта по управлению личным капиталом, действительного члена Международной Ассоциации Налогового Планирования (ITPA), большинство наших граждан либо покупает недвижимость за границей для отдыха, либо рассматривает ее как вложение денег, при котором можно сочетать приятное с полезным.
Если на примере крупного агентства недвижимости оценить «статусные» пристрастия клиентов, то станет очевидным, что большинству натурализация не интересна. Например, по данным компании «БЕСТ-Недвижимость», большинство покупателей предпочитают зарабатывать деньги в России, поэтому долгосрочное пребывание в стране покупки недвижимости (более полугода) им не требуется. Поскольку вид на жительство как раз подразумевает длительное пребывание в стране, то большинство ограничивается наличием многократной годовой визы с коридором пребывания в полгода без права на работу. Логика здесь простая: подразумевается, что человек, находящийся в работоспособном возрасте, должен хотя бы в течение полугода зарабатывать деньги, чтобы оставшиеся полгода тратить их в стране покупки недвижимости.
Виза в кармане?
Риэлторы часто уверяют своих клиентов, что владение недвижимостью за рубежом снимает все проблемы с получением виз. В этом утверждении есть лишь доля правды. «Покупка недвижимости в другой стране является дополнительным преимуществом при подаче документов на получение визы, – говорит Юлия Титова, руководитель отдела зарубежной недвижимости компании «БЕСТ-Недвижимость». – Так, например, в числе документов, подаваемых в посольство, собственникам недвижимости нет необходимости предоставлять гостиничную бронь – вместо этого достаточно показать копии документов о собственности. У консульства не возникает сомнений по поводу того, где будет жить человек». Правда не стоит думать, что владельцы недвижимости получают очередную визу «автоматом», так что слишком расслабляться не следует. Риск отказа в получении визы для лиц, владеющих недвижимостью, но считающихся нежелательными по каким-то критериям, более высок в США, странах ЕС, Швейцарии, считает Татьяна Булах. Однако распоряжаться недвижимостью, в том числе сдавать в аренду, можно при этом без ограничений – по доверенности, через местного представителя.
Безусловно, нарушение статуса иностранца, срока пребывания, ошибки в анкете, которые вскрываются в иммиграционной службе, могут привести к отказу в выдаче визы, предупреждает Юлия Титова: «Так, например, если собственник недвижимости и он же учредитель фирмы подает в посольство одной из европейских стран на многократную бизнес-визу, но не владеет информацией о представленном пакете документов и «плавает» на собеседовании, то достаточно велика вероятность отказа».
Визовая поддержка, которой занимаются серьезные агентства недвижимости, в частности включает такую услугу, как подготовка к собеседованию в посольстве. Естественно, любое искажение фактов ни в документах, ни в разговоре недопустимо. Так, например, посольства очень пристально относятся к наличию прежних судимостей. Даже если владельцу недвижимости откажут по какой-то причине во въезде в страну, это никоим образом не лишает его прав на недвижимость (разумеется, кроме случаев конфискаций по решению суда за совершение преступления). В крайнем случае, недвижимость можно продать, и не выезжая из России. Для этого требуется оформить доверенность на адвоката. Но, конечно, если покупатель недвижимости – честный человек, соблюдающий статус иностранца и законы своей и других стран, то бояться проблем с визой ему не придется.
Приезжай и трать!
Так или иначе, владея недвижимостью в стране, визу получить легче. «В целом, любая страна заинтересована в пребывании на своей территории иностранных туристов, покупке ими активов у местного населения, уплате в местную казну налогов с этих активов, – говорит Татьяна Булах. – Это, безусловно, помогает, если в стране есть программа иммиграции для состоятельных людей и покупка делается не на авось, а является частью процесса иммиграции по этой конкретной программе». Есть еще один тонкий аспект: хотя покупка недвижимости обычно облегчает получение визы, но виза дается с таким расчетом, чтобы владелец недвижимости физически не смог пробыть в стране столько времени, сколько будет достаточно для начала процесса натурализации по местным законам.
Более того, иногда посольство может отказать в визе именно на основании того, что проситель приобрел недвижимость в стране, по их мнению, для постоянного проживания на нелегальной основе. Отсюда очень важный практический совет: в посольстве, даже получая визу на основании владения недвижимостью, не рекомендуется давать основания подозревать, что вы приобрели ее с целью последующей иммиграции. Иначе вы гарантированно осложните себе жизнь. Вашей целью должен быть отдых, сопровождаемый активной тратой денег в стране нахождения вашей недвижимости и уплатой налогов на нее, иначе вы – нежелательное лицо.
Не только отдыхать, но и жить
Если человек хочет значительную часть времени каждый год проводить за рубежом, то он может начать задумываться о натурализации. Некоторые думают, что это означает получение гражданства. На самом деле большинству людей достаточно получить вид на жительство (ВНЖ). С практической точки зрения гражданство отличается тем, что дает право голосовать на выборах и снимает жесткие требования о сроке пребывания в стране в течение определенного периода каждый год. Паспорт западноевропейской страны также дает право безвизового посещения США, Канады и ряда других стран – совсем как у нас недавно было с Кипром или Болгарией, а скоро будет с Израилем. Существует определенный «статусный парадокс» – при отсутствии ВНЖ в большинстве стран существует максимальный срок пребывания в стране в течение года, который нельзя превышать, а обладателю ВНЖ, наоборот, необходимо проводить в стране ежегодно весьма длительный срок или периодически туда въезжать. Но в этом процессе есть и минусы: во многих странах при этом увеличивается налоговая нагрузка. Все эти нюансы необходимо взвесить при выборе желаемого статуса.
«Что касается натурализации, то в зависимости от страны ситуация различается, – говорит Юлия Титова. – Если речь идет о цивилизованных странах, то позиция государственных органов по отношению к приезжим выглядит сходно. Состоятельные иностранцы приветствуются везде, как потенциальные пользователи услуг и покупатели товаров на деньги, заработанные вне страны. Как правило натурализация связана с наличием не только недвижимости, но и средств к проживанию. Обычно иностранцам дают возможность проживания без права на работу, оберегая рабочие места для граждан страны. А вот иностранец, открывающий фирму, рассматривается как человек, создающий рабочие места для местных граждан и поддерживающий экономику государства выплатой налогов. Если при этом он имеет недвижимость, то вполне может претендовать на получение ВНЖ. Естественно, что ситуация варьируется в зависимости от конкретного государства.
Бедных и ленивых – своих хватает
В вопросе натурализации важно определить приоритеты: что для вас важнее – «осесть в стране» или просто купить там дом. «Очень часто наши отчаявшиеся и весьма достойные люди надеются приобрести самую дешевую недвижимость за рубежом, чтобы начать новую жизнь в качестве иммигранта, – говорит Татьяна Булах, – но, к сожалению, кроме покупки жилья, необходимо продемонстрировать наличие столь значительных средств на банковском счете, что, имея их, можно спокойно оставаться дома, а не искать счастья за рубежом. Поэтому при ответе на вопрос, облегчит ли покупка недвижимости процесс натурализации, необходимо определиться со своим статусом: инвестор, беженец, квалифицированный специалист, имею иностранцев среди ближайших предков?»
В любом случае важно иметь ясную картину об иммиграционных реалиях конкретной страны. Увы, нашим гражданам этого часто как раз и не хватает. «Иногда кажется, что некоторые наши соотечественники, насмотревшись, как лихо устраиваются в Москве гости из республик бывшего СССР, ошибочно полагают, что за рубежом можно устроиться так же, если проявить недюжинный напор, – делится своими наблюдениями Татьяна Булах. – Однако, к счастью для граждан благополучных стран, с их правами считаются гораздо больше, чем российское государство – с нашими. Состоятельные иммигранты не захватывают их трущобы с помощью местных чиновников, а, наоборот, дают работу местному населению, платят налоги в интересах общества. Остальных же – лиц, не представляющих интереса для пополнения бюджета страны или ее прославления, стараются заранее загнать в некие рамки, которые не дадут соискателю реальной возможности претендовать на натурализацию. Любопытным и нетипичным исключением из правил являются некоторые наши лондонские сидельцы, которые являются одновременно и политбеженцами, и состоятельными инвесторами, владеющими дорогой недвижимостью». Впрочем, здесь уже вступает в ход большая политика, а это дело тонкое.