Переговоры с Турцией о вступлении в Евросоюз стартовали 3 октября 2005 г. Разногласия между турецкой и европейской сторонами проявились уже на первом этапе. Против членства Турции в ЕС выступила Австрия – взамен она предложила стране «привилегированное партнерство», а поддержала другого кандидата – Хорватию. В свою очередь Турция от сотрудничества на таких условиях отказалась и готова была и вовсе отказаться от переговоров. Официально взаимосвязь между турецким и хорватским вопросами не признавалась, но, как только ЕС объявил о начале переговоров с Хорватией, Австрия пошла на уступки. В результате Европарламент одобрил начало переговоров с Турцией, а Анкара – рамочное соглашение с ЕС.
В прошлом году стороны завершили переговоры по первому разделу – «Наука и исследования». Но в декабре на саммите ЕС было принято решение заморозить переговорный процесс по 8 из 35 статей интеграционного досье. Причиной послужил отказ Турции открыть свои морские и воздушные порты Кипру. Таким образом, Анкара нарушила свои обязательства в рамках дополнительного протокола о Таможенном союзе между ЕС и Турцией. В результате Кипр, как член ЕС, воспользовался своим правом вето.
Конфликт между Турцией и Республикой Кипр вокруг непризнанной республики Северный Кипр, населенной этническими турками и охраняемой турецкими войсками, наверняка еще не раз всплывет в ходе переговоров. Международное сообщество считает своей стратегической целью объединение двух частей Кипра и неоднократно разрабатывало соответствующие планы, но обе стороны пока не хотят идти на уступки. При этом участники Евросоюза поддерживают в этом споре позицию Республики Кипр.
Среди 8 пунктов, по которым переговоры заморожены, – свободное передвижение товаров, услуг и капиталов, а также рыболовство, сельское хозяйство, транспорт и торговля. Кроме того, Анкара отказалась исключить из УК 301-ю статью – «Принижение достоинства Турции». По мнению ЕС, наказание за оскорбление турецкой нации и государства нарушает принцип свободы слова.
Противники и сторонники
Одним из главных противников членства Турции в ЕС является Франция и ее нынешний президент – Николя Саркози. Основным его аргументом против Турции является кипрская проблема. По его мнению, нельзя вести переговоры о вступлении со страной, не признающей одного из участников Евросоюза. Эксперты полагают, что главы стран Европы испытывают страх перед вступлением в ЕС страны, население которой скоро будет насчитывать 100 млн человек. Кроме того, часть европейцев не поддерживает вступление в ЕС мусульманской страны. Впрочем, в свое время так же опасались и вступления в католически-протестантский Евросоюз православной Греции.
Представители Турции, напротив, утверждают, что их страна могла бы стать связующим звеном между Европой и мусульманскими странами. Этого же мнения придерживается и МИД Великобритании. Британцы полагают, что непринятие Турции может обострить политико-конфессиональный конфликт между христианскими и мусульманскими народами и, как результат, толкнуть Турцию в сторону радикального исламизма. Не только Британия, но и большинство стран – членов Евросоюза выступают за принятие Турции. Так, Италия считает, что объединение с Турцией представляет для Европы стратегический интерес. Поддерживают Турцию и США – они заинтересованы в том, чтобы членом ЕС стала страна, поддерживающая интересы Вашингтона на Ближнем Востоке.
Новые переговоры и новые реформы
В конце марта этого года Турция и Евросоюз возобновили переговоры. ЕС открыл второй раздел интеграционного досье – «Предприятия и промышленность». А 25 июня стороны приступили к следующим статьям – «Статистика» и «Финансовый контроль». Но и новый этап переговоров не обошелся без препятствий. Франция наложила вето еще по одной статье – «Экономический и валютный союз».
Тем не менее, Турция активно продолжает процесс интеграции в европейское сообщество. За последние три года власти страны предприняли целый ряд шагов, направленных на удовлетворение требований ЕС. Правительство правящей Партии справедливости и развития (ПСР) проводит либеральные экономические реформы в стране, вносит демократические изменения в законодательство.
В январе этого года Анкара приступила к разработке так называемой «дорожной карты». Это правительственная программа структурных реформ, направленных именно на интеграцию в Евросоюз. Цель программы, рассчитанной до 2013 г., – выведение турецких стандартов жизни на европейский уровень. Над созданием «дорожной карты» работали около 200 государственных и общественных организацией. Она затрагивает 33 направления переговорного процесса Турции и ЕС, в том числе предусматривает реформы по тем самым 8 статьям, послужившим причиной приостановления переговоров.
Изменения пройдут в несколько этапов. В первую очередь предусматривается снятие турецкой стороной ограничений для иностранного капитала. Планируется провести реформу системы социального обеспечения и реформирование ряда государственных ведомств. Затем должны быть приняты законы, которые предоставят больше самостоятельности турецкому Центробанку, законы о конкуренции, законы, предусматривающие создание Национальной нефтяной биржи, увеличивающие долевое участие иностранцев в СМИ, регламентирующие использование атомной энергии, а также совершенствующие правовую систему Турции. Кроме того, программа включает упрощение получения иностранцами разрешения на работу в стране и принятие мер, противодействующих преступлениям с использованием Интернета.
ПСР выступила за принятие ряда поправок к Конституции. Они касаются обеспечения прямых всенародных выборов президента максимум на два пятилетних срока. В настоящее время президент избирается парламентом единожды на семь лет. Срок действия полномочий парламента также предложено сократить с пяти до четырех лет. За эти и некоторые другие поправки к Конституции страна будет голосовать на предстоящем всенародном референдуме.
Особенно строго представители ЕС следят за изменениями в области прав и свобод турецких граждан. Для ускорения интеграции в европейское сообщество стране необходимо улучшить положение в области свободы вероисповедания, соблюдения прав женщин и прав профсоюзов. Страны ЕС призывают Турцию уделить особое внимание реформированию действующего законодательства в области защиты свобод, в том числе религиозных, и прав человека. Здесь камнем преткновения снова является упомянутая 301-я статья. По признакам этой статьи уголовному преследованию подвергались многие турецкие ученые и журналисты, в том числе лауреат Нобелевской премии 2006 г. в области литературы Орхан Памук.
Интеграция в ЕС и рынок недвижимости
Окончательная дата вступления Турции в ЕС будет определена только на последнем этапе переговоров. По оценкам политологов, вступление Турции в ЕС может произойти не ранее, чем через 10–15 лет. Но уже сейчас можно говорить о влиянии интеграции Турции в ЕС на экономику страны в целом и рынок недвижимости в частности.
Существующая сейчас ситуация на рынке недвижимости в целом не препятствует вступлению Турции в ЕС, поскольку главное требование – незыблемое и безусловное право собственности на объекты недвижимости – гарантируется турецкой Конституцией. Граждане ЕС и России уже сейчас имеют право приобретать недвижимость на территории Турции, при этом в отношениях между Россией и Турцией действует принцип взаимности. Поскольку турецкие граждане не имеют права приобретать землю в РФ, россияне имеют такие же ограничения в Турции. Впрочем, это касается только свободной земли, а участок при вилле или таунхаусе переходит в собственность покупателя.
Существуют количественные ограничения на приобретение иностранцами земли, но они вряд ли станут препятствием к членству Турции в ЕС. Что касается законодательства о недвижимости Турции, то оно, как отмечает директор московского представительства Sultan Homes Нина Волкова, «максимально приближено к европейскому». Если и стоит ожидать каких-либо изменений в Законодательстве, то только к лучшему. Так, недавно была отменена обязательная процедура проверки покупателя недвижимости военными.
Несомненно, в связи с перспективой вступления в ЕС турецкий рынок недвижимости в ближайшем будущем привлечет множество иностранных покупателей. В первую очередь англичан и немцев – как и в Болгарии до и после вступления в ЕС. Развитие переговоров с ЕС оказывает прямое действие на стоимость турецкой недвижимости. Сейчас рост цен на жилье составляет от 13 до 18% в год. В отдельных районах рост достигает 25%. Но эксперты ожидают бума на турецком рынке недвижимости. Скорее всего всплеск цен произойдет ближе к моменту назначения даты вступления Турции в ЕС. «Пример таких рынков, как Болгария и Кипр, – отмечает Антон Парыгин, менеджер проекта AKDENIZ.RU, – говорит о том, что сразу после определения даты вступления страны в ЕС начинается стремительный рост цен на недвижимость, который может продолжаться несколько лет и доходить до 100–150% в год».
Анкаре предстоит проделать еще немало работы для выполнения всех требований Евросоюза. Стране необходимо в числе прочего привести свое законодательство в соответствие со сводом правил ЕС объемом в 80 000 печатных страниц. Но Европейское сообщество единодушно признает, что нынешние власти Турции продвинулись на пути интеграции в Евросоюз весьма далеко и им уже удалось совершить множество преобразований, так что страны ЕС как никогда настроены продолжать переговоры об объединении с Турцией.