По горам, по долам…
Развитие транспортной инфраструктуры не отстает от темпов развития страны – расширяется внутренняя транспортная сеть, строятся качественные автомобильные дороги, возводятся и модернизируются терминалы аэропортов.
Международные аэропорты есть в Анкаре, Стамбуле и в главных курортных городах. Основной аэропорт на Средиземноморском побережье страны находится в Анталии. Он работает круглый год – курортный сезон здесь длится с апреля по декабрь. Расположенный западнее аэропорт Даламан, которым пользуются также жители Фетхие и Мармариса, зимой закрыт для международного сообщения. Что же касается Эгейского побережья, то в Бодруме аэропорт зимой работает в ограниченном режиме, поскольку сезон здесь короткий – с июня по октябрь.
В Турции хорошо развито внутреннее авиасообщение. Причем, как отмечает Антон Парыгин, менеджер проекта Akdeniz.ru, оно очень доступно – местные авиакомпании постоянно устраивают периоды скидок, в течение которых цены на билеты снижаются в несколько раз.
По Турции предпочтительнее путешествовать на автомобиле – дороги, особенно в туристической зоне, отличаются хорошим качеством и как правило бесплатны. Большинство трасс имеют две полосы, скоростных шоссе немного, но новые магистрали постоянно строятся. Только на автобусах и автомобилях можно проехать по перевалам и серпантинам, которых много в стране – в горах также прокладывают качественные дороги. Например, недавно открыли туннель на пути из Анталии в Фетхие – до этого приходилось делать большой крюк. Сейчас расширяется трасса Анталия – Кемер – Текирова.
Основное городское и междугороднее транспортное сообщение в Турции осуществляют автобусы. На междугородних рейсах автобусы весьма комфортабельны, а стоимость проезда относительно невысокая – билет из Анталии в Аланию (130 км) стоит $5. Городские автобусы часто переполнены, поэтому иностранцам рекомендуют пользоваться недорогими маршрутными такси – далмушами. Обычные такси в Турции довольно дороги из-за стоимости бензина – $0,75 за 1 л.
Развита в стране и аренда автомобилей. Большинство прокатных компаний имеют точки по всей стране – можно взять машину в одном городе и оставить в другом. Стоимость аренды автомобиля в Турции меньше европейской – от $35 в день. Однако иностранцу следует учитывать, что турецкие автолюбители не отличаются высокой культурой вождения. Особенно осторожным следует быть ночью – машины могут ездить без включенных огней и останавливаться посреди дороги.
Развитию железнодорожного транспорта в Турции мешает горный рельеф – путешествие поездом занимает обычно слишком много времени. В результате на южном побережье железных дорог нет вовсе. Исключение – комфортабельные экспрессы Fatih Ekspresi, которые выполняют рейсы между Стамбулом и Анкарой быстрее, чем автобусы.
В стране налажено и морское паромное сообщение. Паромы курсируют вдоль берегов Мраморного, Эгейского и Средиземного морей по маршруту Стамбул – Измир – Кушадасы – Мармарис – Фетхие – Анталия – Алания. На пароме также можно попасть на греческие острова и Кипр.
«Наиболее доступны в транспортном отношении средиземноморские города, - говорит Йылдырым Озден, генеральный директор компании Tolerance-Homes. - Например, зимой каждые 10 минут аэропорт Анталии принимает самолет из другой страны. А в автовокзала Анталии можно легко добраться в любую точку Турции на автобусе».
Хлеба и зрелищ
Туризм, наряду с легкой промышленностью и сельским хозяйством, считается основой экономики Турции. Именно поэтому в стране, особенно в курортных зонах, очень развита инфраструктура развлечений. Курортные города отличаются огромным количеством баров, ресторанов и развлекательных комплексов. Можно зайти в заведение с европейской кухней, а можно выбрать и турецкую кухню в простых ресторанчиках – локантах. Развиты в Турции и сети фаст-фудов.
На Эгейском побережье и в Фетхие, где отдыхает много англичан, инфраструктура отдыха в значительной степени ориентирована на них. Это касается и кухни в ресторанах, и особенностей развлекательных заведений – преобладают бары и пабы с огромным выбором традиционных для Британии алкогольных напитков.
Наиболее интересные города с точки зрения ночных развлечений – это средиземноморские Анталия, Алания и расположенные на Эгейском побережье Мармарис и Бодрум, в котором находится самая большая в Европе дискотека «Галикарнас». Дискотеки и бары есть и в Стамбуле, но их количество и уровень несравнимы с курортными городами. Есть регионы и для тех, кто предпочитает спокойный отдых и уединение – это средиземноморский Фетхие, а также Ичмелер на Эгейском побережье.
В стране несколько крупных аквапарков – в Анталии, Белеке и Алании. Хотя эксперты и отмечают, что развитие отелей класса люкс со своими центрами водных развлечений сводит на нет развитие крупных аквапарков в регионе, но мини-аквапарки можно найти в городах по всему побережью. Гигантских тематических парков, сравнимых с «Диснейлендами», в Турции нет, единственный крупный парк – Tatilya в Стамбуле – недавно был закрыт, и на его месте планируется возведение торгового центра. А вот луна-парки и развлекательные центры есть в каждом курортном городе, а в Анталии также можно посетить и дельфинарий.
На обоих побережьях можно найти города, «специализирующиеся» на активном отдыхе. В средиземноморском Белеке созданы все условия для занятия любыми видами спорта. Там расположены многочисленные поля для гольфа, теннисные корты, центры верховой езды, сооружения для водных видов спорта. Для владельцев яхт идеально подойдет Мармарис, где находится большая гавань, а для любителей дайвинга – Кемер и Фетхие.
Конечно, летом инфраструктура отдыха и развлечений на всех курортах работает на полную катушку. Однако зимой и в межсезонье ситуация на побережьях Эгейского и Средиземного морей различная. «Такие города, как Бодрум, Мармарис, Дидим и Фетхие – это чисто курортные города и поэтому на время зимы многие объекты инфраструктуры прекращают свою работу. – говорит Йылдырым Озден. - Если же мы возьмем побережье Средиземного моря, а именно Анталию, то там такой тенденции не наблюдается. Анталия - это не только курорт, но и город с населением около 2 млн человек, которые нуждаются в хорошем медицинском обслуживании, развитой социальной сфере и транспортном сообщении. Наличие аэропорта также играет в этом большую роль. Поэтому курортная инфраструктура Анталии и Белека работает круглый год».
Из супермаркета на базар
Турция – чрезвычайно привлекательная и удобная страна для шопинга – инфраструктура торговли налажена во всех городах. Продукты и сопутствующие товары продаются как в минимаркетах, так и в крупных торговых центрах. Сетевые гипермаркеты, такие как Migros, Deepo и Metro, располагаются на выезде из большинства городов. В целом, инфраструктура торговли устроена так, что неподалеку от дома можно найти все необходимое – продукты, хозтовары, бытовую технику, мебель и т. д.
Разумеется, в Турции есть восточные базары, самый крупный из которых, естественно, в Стамбуле – его площадь 200 000 кв. м. Это целый квартал, со своими улочками, площадями, двориками, с пятью мечетями и шестью фонтанами. Нефиксированные цены на товары позволяют торговаться с продавцами. Во всех городах есть и постоянно действующие продуктовые рынки. Кроме того, в Турции, где в год снимают по два-три урожая фруктов и овощей, распространены кочевые сельскохозяйственные рынки с низкими ценами. Работу таких рынков регулируют местные органы власти.
В Турции немало крупных торговых центров, специализирующиеся на определенных типах товаров —»золотые», «кожаные», «текстильные» и т.д., где располагаются магазины как турецких, так и европейских компаний. На курортах магазины и бутики сосредоточены в туристической зоне, а крупные торговые центры – в пригороде. Например, в Анталии модные бутики находятся в Старом городе, в пределах пешеходной зоны. В отличие от большинства других стран, в Турции разрешена реализация на внутреннем рынке товаров, произведенных в свободных экономических зонах или импортированных через них. СЭЗ есть в Анталии, Мерсине, Измире и Стамбуле.
Инженерная инфраструктура
На южном побережье Турции центрального газоснабжения нет. В 2008 г. сюда планируется провести трубопровод. Сейчас же газ доставляется в баллонах. Сервис газовых компаний очень развит – достаточно сделать звонок, и через 15 мин. закончившийся баллон будет заменен. Для готовки домовладельцы пользуются и газом, и электричеством – обычно на плите есть конфорки обоих типов. Стоимость энергоносителей сравнима: $0,13 за 1 кВт или $19 за баллон 8 л.
Проблем с водоснабжением на турецком побережье нет – там очень много подземных источников и скважин. Традиционно вода нагревается за счет энергии Солнца – на крыше каждого дома установлены бочки. В Турции 300 солнечных дней в году, и достаточное на день количество воды нагревается за час. Зимой домовладельцы пользуются электрическими бойлерами. В новых жилых комплексах нагрев солнцем уже не используется, его заменяет централизованное горячее водоснабжение – вода нагревается газом и поставляется в дома. На воду установлены счетчики, стоимость 1 куб. м воды, включая налоги, составляет $1.
Людмила Максимова, представитель компании «Оберег», отмечает, что телекоммуникации в Турции находятся на самом высоком уровне. Новые турецкие квартиры и дома продаются с уже установленными телефоном и Интернетом. Достаточно предоставить свидетельство о собственности и заплатить $35, чтобы уже на следующий день получить телефонный номер. Интернет устанавливается как беспроводной, так и по ADSL-каналу.
Социальные свершения
В Турции ребенка с двух-трех лет отдают в детский колледж – аналог нашего детского сада. Это частное учебное заведение, где дети обучаются в группах из 5–10 человек на турецком и английском языках. В детсадах и школах детей развозят на автобусах. Русские детский сад, школа и колледж есть в Анталии. По окончании школы, а в турецких школах учатся 12 лет, можно поступить в университет – крупные вузы есть в Стамбуле, Анталии, Алании. Обучаться можно на турецком и английском языках, но для поступления необходимо пройти курс турецкого. Дипломы вузов Турции принимаются во всем мире.
Сергей Агеев, представитель компании Hopel City, отмечает высокий уровень медицинского обслуживания в Турции. Все медобслуживание платное – страховка на семью из четырех человек стоит около $60 в месяц. Причем страховку можно получить как в Турции, так и в России. Эксперты также говорят о высокой степени безопасности на турецких курортах, где уровень преступности значительно ниже, чем в Стамбуле. За порядком следят полицейские – и в форме, и в штатском. К преступникам в Турции применяются жесткие меры наказания. Кроме того, в стране очень высокие административные штрафы – например, за превышение скорости на 10 км/ч придется заплатить 100 евро.
«На данный момент уровень развития инфраструктуры в Турции ни чуть не ниже, чем в Испании или на Кипре, а в некоторых регионах даже лучше – говорит Йылдырым Озден. Мы видим, что количество туристов, приезжающих в Турцию, год от года только растет, ежегодно открываются новые отели, больницы, строятся развлекательные и торговые центры».
Вся инфраструктура побережий Турции абсолютно доступна иностранцам – владельцам недвижимости. Сейчас эксперты не видят каких-либо явных недостатков и неудобств – опасаться, по их мнению, нечего. Скорее всего иностранец, приобретающий недвижимость в Турции, будет более комфортно чувствовать себя в городах Средиземноморского и Эгейского побережий, чем в Стамбуле. Ведь именно в курортных городах все ориентировано на иностранных гостей – и на туристов, и на владельцев недвижимости.