Долгое время Турция был закрыта для иностранных покупателей недвижимости. Только в 2003 году был издан соответствующий закон, и страна сразу же оказалась в поле зрения как частных инвесторов, так и тех, кто ищет дом для собственного отдыха.
Как обычно, на первых порах наибольший интерес к турецкому курортному жилью проявили британцы – известные любители снять сливки с молодых, растущих рынков. Традиционно они предпочитают курорты Эгейского побережья, тогда как немцы и россияне любят отдыхать на берегах Средиземного моря. Те же предпочтения сохранились и при покупке недвижимости.
Первые покупатели, пришедшие на турецкий рынок, столкнулись с тем, что курортного жилья в европейском понимании практически не существовало. К продаже предлагались многочисленные объекты на вторичном рынке, изначально строившиеся для неприхотливых местных клиентов. Однако за 7 лет ситуация изменилась. Турецкие девелоперы быстро переориентировались на иностранный спрос, и те проекты, которые сейчас строятся в курортных зонах, отвечают все современным требованиям.
Очень важно, что застройщиков, работающих с курортной недвижимостью, очень много, и среди них нет монополистов. В портфолио типичного девелопера – не больше трех-пяти текущих проектов, как правило, не слишком масштабных. То есть конкуренция велика, и это одна из тех причин, которые не позволили ценам за семь лет с момента открытия рынка для иностранцев взлететь слишком высоко. Другая причина, сдерживавшая рост цен в докризисные годы, – это неразвитость рынка ипотеки, а также ее недоступность для иностранцев. Конечно, стоимость курортного жилья существенно увеличилась, но этот рост несравним с тем бумом, который был характерен в отдельные годы для Испании, Болгарии или Дубая.
Зато в 2008–2009 годы, когда ленты информационных агентств пестрели сообщениями об обвале одного рынка за другим, Турция оказалась одной их тех тихих гаваней, где волны мирового кризиса не вызвали серьезных разрушений, лишь немного взмутили воду. Здесь не было отмечено ни общего обвала рынка, ни крупных банкротств, ни многочисленных дефолтов по кредитам. Проблемы возникли лишь у отдельных, немногочисленных игроков рынка, и можно сказать, что в этом случае кризис выступил в роли «санитара леса», оздоровив ситуацию в целом.
В результате курортная недвижимость Турции неожиданно оказалась едва ли не самой привлекательной, по крайней мере, среди массовых направлений. Она имеет прекрасное соотношение цены и качества, а сам рынок имеет больше шансов на скорый рост, по сравнению с популярными Болгарией и Черногорией. К тому же россияне здесь не сталкиваются с визовыми проблемами, а получение вида на жительство гарантировано любому покупателю. Наконец, иностранцам теперь доступна и ипотека от местных банков – и хотя условия кредитования в Турции не столь привлекательны, как в европейских странах, они все же существенно выгоднее российских.
Россиян в Турции ждут с распростертыми объятьями – но не только их. В отличие от Болгарии или Черногории, где европейские покупатели давно уступили пальму первенства нашим соотечественникам, в Турции они по-прежнему составляют большинство. И это еще один фактор, который говорит об устойчивости рынка – спрос здесь диверсифицирован, и проблемы в одной или двух странах не обрушат ситуацию в целом.
И, конечно, не забудем о том, что никакому кризису неподвластны солнце и море – то, ради чего люди и отправляются отдыхать в теплые страны.
Как обычно, на первых порах наибольший интерес к турецкому курортному жилью проявили британцы – известные любители снять сливки с молодых, растущих рынков. Традиционно они предпочитают курорты Эгейского побережья, тогда как немцы и россияне любят отдыхать на берегах Средиземного моря. Те же предпочтения сохранились и при покупке недвижимости.
Первые покупатели, пришедшие на турецкий рынок, столкнулись с тем, что курортного жилья в европейском понимании практически не существовало. К продаже предлагались многочисленные объекты на вторичном рынке, изначально строившиеся для неприхотливых местных клиентов. Однако за 7 лет ситуация изменилась. Турецкие девелоперы быстро переориентировались на иностранный спрос, и те проекты, которые сейчас строятся в курортных зонах, отвечают все современным требованиям.
Очень важно, что застройщиков, работающих с курортной недвижимостью, очень много, и среди них нет монополистов. В портфолио типичного девелопера – не больше трех-пяти текущих проектов, как правило, не слишком масштабных. То есть конкуренция велика, и это одна из тех причин, которые не позволили ценам за семь лет с момента открытия рынка для иностранцев взлететь слишком высоко. Другая причина, сдерживавшая рост цен в докризисные годы, – это неразвитость рынка ипотеки, а также ее недоступность для иностранцев. Конечно, стоимость курортного жилья существенно увеличилась, но этот рост несравним с тем бумом, который был характерен в отдельные годы для Испании, Болгарии или Дубая.
Зато в 2008–2009 годы, когда ленты информационных агентств пестрели сообщениями об обвале одного рынка за другим, Турция оказалась одной их тех тихих гаваней, где волны мирового кризиса не вызвали серьезных разрушений, лишь немного взмутили воду. Здесь не было отмечено ни общего обвала рынка, ни крупных банкротств, ни многочисленных дефолтов по кредитам. Проблемы возникли лишь у отдельных, немногочисленных игроков рынка, и можно сказать, что в этом случае кризис выступил в роли «санитара леса», оздоровив ситуацию в целом.
В результате курортная недвижимость Турции неожиданно оказалась едва ли не самой привлекательной, по крайней мере, среди массовых направлений. Она имеет прекрасное соотношение цены и качества, а сам рынок имеет больше шансов на скорый рост, по сравнению с популярными Болгарией и Черногорией. К тому же россияне здесь не сталкиваются с визовыми проблемами, а получение вида на жительство гарантировано любому покупателю. Наконец, иностранцам теперь доступна и ипотека от местных банков – и хотя условия кредитования в Турции не столь привлекательны, как в европейских странах, они все же существенно выгоднее российских.
Россиян в Турции ждут с распростертыми объятьями – но не только их. В отличие от Болгарии или Черногории, где европейские покупатели давно уступили пальму первенства нашим соотечественникам, в Турции они по-прежнему составляют большинство. И это еще один фактор, который говорит об устойчивости рынка – спрос здесь диверсифицирован, и проблемы в одной или двух странах не обрушат ситуацию в целом.
И, конечно, не забудем о том, что никакому кризису неподвластны солнце и море – то, ради чего люди и отправляются отдыхать в теплые страны.