Испания открыта для тех, кто готов способствовать созданию новых рабочих мест, и поэтому именно таким образом проще всего получить вид на жительство или испанское гражданство - нужно лишь внимательно изучить юридическую сторону дела. Неудивительно, что все больше и больше россиян пользуются этой возможностью.
Учиться у… китайцев
Конечно, тех, кто собирается открыть свое небольшое дело в Испании, ждет конкуренция. Наибольшее противодействие стоит ожидать не со стороны испанских предпринимателей, которые в большинстве своем ведут бизнес тихо-мирно, и не со стороны британцев, которым традиционно греет душу возможность приобрести «домик в деревне» на берегу Средиземного моря. Массированную атаку на рынке бизнес-недвижимости Испании проворачивают «тихие» китайцы.
В отличие от англичан, они приезжают сюда не отдыхать, а работать – по 18 часов в сутки, презирая уик-энды и экономя на всем. Изворотливость китайских бизнесменов и их умение держаться на плаву таковы, что равных им среди иностранцев, пытающихся организовать свое дело в Испании, нет. Всем известны их традиции семейственности и взаимовыручки, так что за невзрачными витринами магазинов зачастую стоят большие деньги китайских кланов.
Подобная поддержка – настоящая роскошь для тех, кто намерен открыть собственное дело за границей. Сориентироваться на чужом рынке непросто, поэтому вначале необходимо проконсультироваться у специалистов, которые сделают экономический расчет будущего бизнеса, оценят возможности рынка, отметят региональные особенности. Если же изучать ситуацию самостоятельно, на это могут уйти годы. Но главное даже не время, а упущенная прибыль и лишние расходы. Нередки случаи, когда неискушенные иностранцы, не зная местного рынка, переплачивают в полтора-два раза, покупая, к примеру, помещение для магазина.
Завышенная стоимость недвижимости – не единственная проблема. Вот мнение Валерии Захаровой, хозяйки русского магазина «Козак» в Сарагосе. «По-моему, всем нам не хватает фантазии, - говорит она. – Если бы я начинала сейчас, а не несколько лет назад, я все бы сделала по-другому. В Мадриде русских магазинов уже больше 30. Редко у кого дела идут в гору, скорее наоборот. Зачем открывать бизнес, у которого заведомо нет перспективы, брать кредит и потом долго пытаться с него «спрыгнуть»? Почему бы не подумать над новым, более перспективным направлением?»
В отличие от многих россиян, которые, открыв в Испании русские рестораны, прогорают в одночасье, китайцы уже не дорожат своей самобытностью. За стойкой типичного испанского бара все чаще можно увидеть не привычного хозяина-испанца, а улыбчивую китаянку. Никакой китайской лапши, даже испанские tapas - небольшие закуски к вину и пиву - новые хозяева готовят вполне сносно.
Сто «квадратов» для дела
Безусловно, покупая коммерческую недвижимость, не обязательно открывать собственный бизнес. Можно даже не проживать в Испании постоянно, а сделать покупку во время туристического или бизнес-визита. Логично, что такое желание возникает в первую очередь у тех, кто решил обосноваться здесь всерьез, ведь именно этим человек будет жить и зарабатывать завтра. Дальше все зависит от средств, которыми располагает покупатель. Если их немного, можно подумать о приобретении магазина или ресторана, если денег больше – возможно купить, например, отель.
В любом испанском городе предложение коммерческой недвижимости чрезвычайно разнообразно. Небольшой офис в 70 кв. м стоимостью в 80 000 евро, или 1500 кв. м складских помещений за 60 000 евро - и то и другое может стать великолепным вложением средств. Наиболее выгодной считается покупка помещения в стадии строительства. Альтернатива - уже готовая недвижимость, но с «голыми стенами».
Валерия Захарова, несмотря на то, что ее магазин работает на арендуемой площади, также отдает предпочтение покупке: «Вкладывать деньги в недвижимость всегда выгодно по той простой причине, что она никогда не падает в цене, а лишь растет. И вложенные деньги обязательно вернутся, пусть даже ты не работаешь сам, а сдаешь свою «точку». Кстати, многие предпочитают покупать не новые, а «работающие» помещения, уже сданные в аренду. Так покупатель гарантирует себе доход хотя бы на первое время, хотя это не слишком выгодно при перепродаже».
Вот перечень основных расходов при покупке коммерческой недвижимости в Испании. Возможные услуги юриста – около 1% от стоимости покупки, общеиспанский налог IVA - еще 16%. Услуги нотариуса и регистратора – 1500-2000 евро. Налог на продажу – от 200 евро и выше. В большинстве случаев уплату последнего налога берет на себя продавец, он же оплачивает услуги агентства, если покупка производилась с его помощью (от 3% от стоимости покупки).
Отдам бизнес в хорошие руки
Все, кто задумывался о собственном бизнесе в Испании, не исключали возможности развития уже начатого кем-то дела. Покупка уже имеющегося оборудования с одновременной арендой помещения весьма распространена в Испании и называется traspaso. Это приемлемый вариант для тех, кто начинает с небольшой суммой денег. Агентства недвижимости, газетные полосы объявлений, специализированные страницы в Интернете – везде можно встретить предложения подобного рода. «Передаю в пользование парикмахерскую - 50 кв. м, кондиционер, полное оборудование, постоянная клиентура, 30 000 евро», «срочно передаю спортивный зал, 250 000 евро», «по причине ухода на пенсию передаю бар, 60 000 евро, отличное месторасположение»…
У Валерии Захаровой есть свое мнение на этот счет. «При покупке уже действующего бизнеса стоит задуматься над двумя вещами, - рассказывает она. - Во-первых, скорее всего если вы сами обустроите пустое помещение, то затраты будут примерно такими же, но... при новом оборудовании! Во-вторых, покупателя убеждают: ресторан работает десять лет, люди сюда ходят, все прекрасно. Но почему тогда его продают? Очень возможно, что клиентов на самом деле нет. Крайне редко встречается traspaso, где все чисто - например, хозяин уходит на пенсию или переезжает в другой город».
Пожалуй, не стоит раздумывать лишь над одним видом коммерческой недвижимости - это площади в крупных торговых центрах. Дело в том, что в огромных моллах редко встречаются свободные «квадраты». Как говорят в барселонском отделении агентства недвижимости Tecnocasa, обнаружить такое предложение – большая удача, и наибольшие шансы обосноваться в торговом комплексе будут скорее всего у тех, кто готов открыть бизнес, приобретая франшизу. Фирмы, которые предоставляют возможность продвигать свою торговую марку, обычно берут на себя обязательство содействовать в поиске подходящего помещения. Они могут располагать своими методами поиска возможностей аренды в центрах-гигантах.