Современный спа-центр – настоящая фабрика красоты и здоровья, где применяются как древние рецепты, так и новейшие технологии со всего мира. Основой процедур является вода, причем любая: морская, минеральная, пресная, поэтому спа-центры на сегодняшний день можно встретить практически в каждом крупном городе и в большинстве курортных районов. Разумеется, наиболее широкие возможности открываются перед специалистами в местах, где этому благоприятствует сама природа, – на знаменитых морских курортах или вблизи термальных и минеральных источников с уникальным составом воды.
Каждый салон предлагает свой набор целебных процедур, прежде всего всевозможные бани, ванны, массажи и обертывания, а также занятия в фитнес-центре. Часто здесь же можно попробовать блюда диетической кухни, фиточаи и фреши.
Восходящий тренд
Еще лет десять назад спа-услуги были прерогативой высококлассных гостиниц, устроить спа-центр в жилом комплексе считалось неординарным ходом. Сейчас спа-салон – почти непременная часть инфраструктуры в проектах верхнего ценового сегмента.
Директор проекта Cluttons Resort Роберт Грин утверждает, что в западных странах спа является даже более притягательным для покупателей фактором, чем гольф: «Наличие гольф-поля в девелоперском проекте не обязательно, поскольку им пользуются только 30–40% жильцов, тогда как спа-услуги востребованы у более широкой публики, и для многих наличие спа-центра входит в перечень принципиальных требований, предъявляемых к жилью».
Рынок спа-услуг растет: более 40% находящихся в разработке девелоперских проектов отелей и жилых комплексов класса люкс предусматривают строительство спа-центров, тогда как среди уже действующих такие услуги могут предложить только 27%.
Спа-проектов, где частные лица могут приобрести жилье, становится все больше и потому, что иногда уже готовые комплексы достраивают на своей территории спа, а действующие спа-отели решают продать часть апартаментов всем желающим.
Владельцы Big Horn Golf Resort в Калифорнии одними из первых в США оценили преимущества спа и вложили $7 млн в открытие нового центра на уже сформировавшемся гольф-курорте. Это сразу выделило Big Horn из сотен других гольф-резиденций штата и позволило продать недвижимость общей стоимостью $200 млн всего за год!
Среди гостиничных брендов, которые стали передавать в частную собственность и строить роскошные жилые комплексы со спа, – Canyon Ranch, St. Regis, Ritz Carlton, Four Seasons, Hyatt, Hilton, Marriott.
Спа – очень прибыльный бизнес, приносящий высокий доход с 1 кв. м как гостиничной, так и жилой недвижимости, ведь wellness-услуги востребованы в любое время года. Кроме того, спа-центр делает комплекс более престижным и привлекательным для гостей и собственников недвижимости.
Спа-центры, как правило, находятся под управлением гостиничного оператора, а владельцы недвижимости получают привилегии на пользование услугами. Так, например, в комплексе Palheiro Village на Мадейре, где с мая прошлого года действует спа, собственники жилья в течение первых пяти лет могут бесплатно пользоваться финской сауной, турецкой баней, в дальнейшем предусмотрена 50%-ная скидка, кроме того, действует 10%-ная скидка на все процедуры.
Спа-разновидности
Еще один тренд последних лет – появление программ, рассчитанных на мужчин. Спа-центры перестали быть чем-то вроде женских клубов. Так, в Palheiro Village есть популярный пакет услуг для гольфистов, специально разработанный для укрепления, растягивания и расслабления групп мышц, которые задействованы при игре в гольф. В данный момент на этом испанском курорте на продажу выставлены двухуровневые апартаменты (670 000 евро) и виллы с тремя спальнями (1,5 млн евро).
Развитая спа-инфраструктура способствует продажам жилья не только в самом курортном комплексе, но и в его окрестностях. Управляющий директор и партнер компании InvestPravo Property Элина Сиванкова рассказывает о такой ситуации в одном из районов Валенсии: «Курортный комплекс Marina D'or знаменит крупнейшим на побережье Испании бальнеологическим центром, который предоставляет не только все виды релаксирующих услуг, но и широкий спектр косметологических, медицинских процедур и операций. Качественный сервис делает эту зону более привлекательной для туристов и потенциальных покупателей недвижимости и, соответственно, повышает ликвидность продаваемого здесь жилья».
«Наиболее востребованный тип курортной недвижимости с наличием спа – эксклюзивные жилые комплексы, в которых данный элемент инфраструктуры является дополнительным сервисом, предназначенным исключительно для жильцов, – рассказывает руководитель отдела зарубежной недвижимости компании Knight Frank Елена Юргенева. – Спа в этом случае может находиться в ведении управляющей компании комплекса, может управляться независимым оператором. Например, в комплексе Du Parc Kempinski Private Residence на берегу Женевского озера в Швейцарии спа-салон под управлением специализированного оператора Givenchy предложит программы высочайшего уровня эксклюзивно для владельцев апартаментов. Минусом такой эксклюзивности могут быть высокие затраты жильцов на эксплуатацию и невысокая рентабельность работы самого спа».
Главное – аудитория
Нередко (особенно в Азии) спа является основой, на которой держится вся концепция курорта. В этом случае и разнообразие услуг, и методы, и атмосфера – важные критерии выбора для покупателей недвижимости.
Как правило, такие спа-курорты находятся под управлением оператора с мировым именем, предлагают комплексные программы и используют натуральные методы и средства. Один из лидеров спа-рынка – компания Six Senses, услугами которой пользуются такие знаменитости, как, например, Мадонна, которая часто посещает курорт Soneva by Six Senses на Мальдивах. В Таиланде в октябре прошлого года в курортном комплексе Soneva Kiri открылась зона спа, представляющая собой отдельную деревню с множеством процедурных. Недвижимость в Soneva Kiri стоит от $4,5 млн. Более доступные цены на курорте Six Senses Hideaway на острове Ко-Яо-Ной, где виллы с великолепным видом на гирлянду известняковых скал-островков стоят от $2 млн.
Однако для определенной аудитории спа-центр – лишь приятная, но вовсе не обязательная опция, которая сама по себе не гарантирует успех девелоперскому проекту. «Затраты на строительство спа-центра увеличивают продажную цену и эксплуатационные расходы апартаментов в таком комплексе, что может произвести обратный эффект и оттолкнуть покупателя, – поясняет управляющий и совладелец компании Agent International Александр Блинков. – Болгария, например, является в целом доступным направлением, и большинство приезжает сюда на отдых ради пляжа, моря, катания на горных лыжах». Таким образом, застройщику следует определиться с позиционированием проекта и с тем, насколько спа-недвижимость востребована в регионе. «Успех зависит от концепции проекта, от того, насколько грамотно определена целевая аудитория, – поясняет эксперт. – Пример удачного решения в Болгарии – жилой комплекс yooBulgaria с качественным спа-центром».