С этой точки зрения винодельческое поместье может стать выгодной инвестицией: подобно золоту, оно будет стабильно расти в цене и всегда найдет своего покупателя. «Бургундский виноградник Romanee Conti имеет всего 1 га площади, и уже 300 лет им владеет одна и та же династия, – приводит пример генеральный директор компании Cosmopolite International Realty Сергей Булавин. – Он не продается, но оценивается в диапазоне от 500 млн до 1 млрд евро!» Однако «любительское» производство вина редко становится выгодным бизнесом. «Если у вас профессионально поставленная система продаж и хороший виноградник, рассчитывайте на 4%-ный доход ежегодно», – комментирует Оливье де ла Салль, менеджер компании по продаже вина AgriFrance.
Дорогое удовольствие
По данным Cosmopolite International Realty, средняя цена на престижный виноградник в 2008 г. составила чуть более 700 000 евро за 1 га. Самым дорогим предложением при этом оказалась плантация Мерсо (Meursault) – 1,9 млн евро за 1 га. В целом же стоимость поместий может варьироваться от 1 млн до 1 млрд евро. В нее входят жилые постройки, сельскохозяйственные площади, промышленные помещения и оборудование. Налогообложение для граждан страны и для нерезидентов одинаково. «Во Франции сельскохозяйственные угодья не облагаются налогом на имущество предприятий, – говорит управляющий директор консалтинговой группы Leisure and Land Ричард Эддс, – так что покупка виноградника может служить способом избежать этого сбора».
Есть более экономичный вариант: купить долю в винодельческом кооперативе. По французским законам иностранец имеет на это право. Он получает часть поместья с пропорциональной долей собственности оборудования, а дивиденды выплачиваются «продуктом» – ящиками своего же вина.
Как скоро винодельческое производство выходит на самоокупаемость? В каждом отдельном случае предсказать невозможно. Природа, погода, неурожаи… Если лоза новая, то нужно несколько лет, чтобы она прижилась и начала плодоносить. Участок в 20 га приносит в среднем 130 000 бутылок вина в год.
Кстати, можно не разливать вино самому, а продавать плоды виноделам. Это быстрее и проще, правда и прибыль почти нулевая. Этакая компенсация затратного хобби, «отдых за счет организации». Почему бы и нет?
Ищите виноградник
Директор французского представительства компании Immoconcept Ирина Дюпор подчеркивает: анализ виноградарского имения перед покупкой настолько сложен, что без экспертов не обойтись. Существуют специализированные экспертные кабинеты, которые делают аудит виноградника по разным параметрам.
Прежде всего, по словам Ирины Дюпор, нужно проверить границы участка с помощью GPS, чтобы точно знать реальную площадь посадки. Исследовать санитарное состояние растений, их гигиену, природные и технологические риски, застраховать свое поместье от возможных ударов стихии. Важный момент – интеллектуальная собственность: вновь созданные или перекупленные торговые марки должны быть защищены. Если вы покупаете виноградник «на вторичном рынке» или берете во владение пай в действующем хозяйстве, нужно проверить все «висящие» на нем договоры: трудовые соглашения с персоналом, текущие аренды и проч.
На некоторые поместья банки дают винокредиты, финансируя производство под гарантию урожая. Такой заем сродни ипотеке: банк поверил – значит должно быть надежно.
Сила продвижения
Сергей Булавин подчеркивает: нельзя недооценивать возможности маркетинга. Чтобы стать известным среди многих, нужно уметь продавать. Все по законам рекламы: занимать ниши, искать своих клиентов, создавать преимущества. У всех на слуху вина из коллекции «Жан-Поль Шене» в бутылках с искривленным горлышком. А между тем по французской классификации вин они не относятся ни к высшему сорту, ни даже к категории премиум.
Ирина Дюпор рассказывает, что в условиях финансового кризиса, чтобы остаться на плаву, владельцы поместий сами придумывают разные виды околовинодельческого бизнеса. Продают косметику на базе вина, открывают салоны винотерапии, развивают дегустационный туризм. «Есть старинная семейная компания, которая делает паркет из пропитанной вином древесины использованных бочек. Он поставляется в винных ящиках с сертификатом разлива и пользуется большим успехом», – рассказывает эксперт.
Натуральное хозяйство по-королевски
Виноградники уже давно облюбованы европейцами. В глобальных изданиях, таких как International Herald Tribune, систематически выходят материалы о рынке виноградарских усадеб и виноделии. Этот сегмент никогда не выйдет из разряда luxury и всегда будет дорогим, но легко компенсирующим затраты хобби. Виноградник в любом случае функциональнее виллы, на которой живешь круглый год. А также моднее и – особенно для российских инвесторов сегодня – намного экзотичнее. Тем и привлекает.