Не только туризм
В любой незнакомой стране мы, как правило, впервые оказываемся в качестве туристов. Поэтому существует стереотип – за рубежом нужно открывать бизнес в туристическом секторе. Конечно, нужно! Но только если именно в этом рынке вы сильны и знаете, как обойти конкурентов. А если ваши знания и опыт связаны отнюдь не с туризмом, лучше откройте дело в другой отрасли. Среди русских, ставших бизнесменами в Италии, - совладельцы картинной галереи и ночного клуба, хозяева строительной фирмы, фабрикант, хозяйка салона красоты и хозяева ресторана. Как видите, возможны варианты.
Сразу хочу сказать, что все известные мне русские бизнесмены в Италии – типичные представители малого или среднего бизнеса. Кто из русских обычно начинает бизнес в Италии? Конечно же, прежде всего те, кто здесь постоянно проживает. Логика очевидна. Во-первых, первое условие для иностранца при регистрации предприятия – вид на жительство. Во-вторых, осмотревшись на местности, легче определить, в какой сектор рынка есть смысл внедряться. Надо отметить, что многие виды деятельности до недавнего времени были закрыты для иностранцев – имелись жесткие ограничения на выдаваемые лицензии. Однако законодательство Италии, постоянно пересматривающееся, с будущего года открывает новые возможности, отменяя некоторые действующие квоты.
«Я как раз открываю фирму...»
Андрей Ящук, 26 лет, открывает свою фирму вместе с друзьями-неитальянцами - ребята решили заняться автоперевозками. По его словам, ничего сложного в регистрации нет, нужен просто определенный комплект документов, для каждой индустрии свой, и, если все в порядке, открытие фирмы – дело нескольких дней.
Обычно регистрация происходит в два этапа - в органах местной администрации и в Camera di Commercio (Коммерческой палате). Общее правило для открытия любого бизнеса – наличие вида на жительство и codice fiscale (местного аналога ИНН), а также, в зависимости от выбранной формы собственности (кооператив, товарищество и т. д.), – определенная сумма на счете в качестве уставного фонда. Дальше требования разнятся. Как правило нужно доказать отсутствие судимостей и банкротств, представить документы, свидетельствующие о наличии активов на сумму 50 000 евро в виде денег на счету или в виде автотранспорта - если компания занимается грузоперевозками. Среди работников транспортной фирмы также необходимо иметь хотя бы одного обладателя профессиональных водительских прав.
Андрей подчеркивает, что при открытии фирмы никакой дискриминации в отношении иностранцев не существует – требования те же, что и к итальянцам, придирок особых нет. Можно даже взять кредит, правда, действует известный во всем мире парадокс - кредит дают тем, у кого есть деньги, то есть нужно иметь либо высокий доход, либо нечто дорогостоящее под залог, и в любом случае по кредиту придется выплачивать проценты. Поэтому объединение нескольких человек ради открытия одной фирмы зачастую продиктовано финансовой необходимостью.
Русская баня в Милане
Если у вас с друзьями традиция - 31 декабря ходить в баню, то в Италии ради этого вам придется ехать в Милан, где работает единственная на всю страну русская баня (www.bagnorusso.it). Ее хозяйка, Александра Черникова, в 1989 г. переехала из Москвы в Милан и 2,5 года назад открыла здесь свою баню.
Бизнес маленький. В зависимости от сезона (летом итальянцы в баню не ходят) у Александры работают 3-4 человека. Практика показала, что на работу лучше брать русских или украинских женщин: наши лучше «понимают пар», а женщины охотнее берутся за такую работу, чем мужчины, хотя, согласно классическим традициям, конечно, банщиком должен быть мужчина.
Итальянское законодательство не обязывает работодателя-иностранца брать на работу какой-либо процент местных жителей. Зато закон оговаривает, сколько наниматель должен платить работнику: в каждой профессии есть определенный законом минимум, ниже которого платить нельзя. Например, уборщице надо заплатить 5,5 евро в час – и Александра платит. Банщики, которые не только парят клиентов, но и делают им косметические маски, конечно, получают больше.
Важно отметить, что все работники-иностранцы тоже должны иметь вид на жительство. Это только кажется, что нелегалы выгоднее, поскольку им не обязательно платить «белую» и полную зарплату. На самом деле закон очень суров по отношению к работодателю, нанимающему нелегальную рабочую силу, - дело может закончиться закрытием предприятия, а сохранившаяся о нарушителе информация уже никогда не позволит ему начать новый бизнес.
Александра, как и очень многие, берет помещения в аренду - 85 кв. м обходятся ей в 2000 евро в месяц. Учитывая, что помещение расположено почти в центре Милана, это нормальная для местного рынка цена. С учетом других расходов прибыль получается небольшая, «но на жизнь хватает», комментирует хозяйка.
Александра уверена, что в Милане успешным может стать любой бизнес, лишь бы он был хорошо организован. Она полагает, что хорошую прибыль могут приносить заведения с алкоголем – бары, дискотеки и прочее, но ее такая деятельность не привлекает.
Ресторан «Подкова» в Милане
Лариса Близнюк в России была врачом-педиатром, но в Италии, где она живет уже 9 лет, судьба свела ее с человеком, который держал ресторан. Так появился принципиально новый профессиональный опыт, и два года назад Лариса открыла свое заведение, которое назвала «на счастье» - «Подкова». В ресторане работают 4 человека, все - родственники Ларисы. Начало бизнеса было таким: нашли ресторан, который можно было взять в аренду, за полтора месяца оформили все необходимые документы и за это же время своими силами сделали ремонт. С первых дней ресторан стал самоокупаемым, а через пару месяцев начал приносить прибыль.
Ресторан небольшой, на 50-60 посадочных мест, но очень уютный. Его хозяевам почти не пришлось давать рекламу: как-то сюда заглянули местные журналисты, которым все очень понравилось, и они написали статью и даже разместили информацию на ресторанном сайте Милана. Кроме того, посетители, 70% которых – итальянцы, приводят друзей и родственников, то есть информация о ресторане передается из уст в уста. Русские посетители обычно говорят: «У вас прямо как дома!» - и умиленно вздыхают. Для хозяев это лучшая похвала.
Здесь стараются соблюдать аутентичность русской кухни: многие продукты заказывают в русских магазинах, капусту и помидоры солят сами, отбраковывают итальянский майонез, потому что он слишком тяжелый и меняет вкус селедки «под шубой»... Иногда они устраивают в ресторане фестивали русской кухни, но, в общем-то, и в самые обычные дни хозяева довольны своим бизнесом. Лариса даже подумывает со временем открыть еще один ресторан – конечно, тоже русской кухни.
Ресторан Locanda del Forte в Форте-деи-Марми
Идея открытия собственного ресторана пришла Наталье Пальшиной не сама по себе, а вместе с предложением ее близкого друга, шеф-повара Луиджи Манфреди, купить вместе с ним помещение в центре небольшого туристического городка. Семья Манфреди из поколения в поколение занимается ресторанным бизнесом в Тоскане, поэтому такое партнерство стало залогом успеха. Уже через год ресторан стал весьма популярен, особенно в высокий туристический сезон, причем многие из его посетителей – русские, приехавшие отдыхать в Форте-деи-Марми.
Гости ресторана могут отведать блюда типичной тосканской кухни, приготовленные из свежей морской рыбы, которую местные рыбаки поставляют каждое утро. Одно из любимых блюд клиентов ресторана - рыбные равиоли от шеф-повара. Конечно, широк и выбор вин.
При открытии дела не обошлось без некоторых проблем, которые в основном были связаны с тонкостями языка и характерным итальянским менталитетом. Российское гражданство не стало препятствием, поскольку условия для ведения бизнеса гражданами стран - членов ЕС практически не отличаются от условий для россиян. Кредит на развитие бизнеса в итальянском банке также имеет право взять гражданин любой страны, если он может дать гарантии либо собственной недвижимостью или акциями.
Не шутите с законом
Замечу напоследок, что сами итальянцы часто ищут - и находят! - способы игнорировать свое запутанное и противоречивое законодательство. В стране до сих пор действуют некоторые законы XVIII в. - и постоянно принимаются новые! Итальянцы вообще, поскольку цивилизация здесь куда древнее, чем в России, жестче зажаты налогами, искренне их ненавидят и всегда рады от них уйти. Но иностранцам я бы не рекомендовала брать пример с местных жителей: риск больше, а степень знания того, что вы собираетесь нарушить, существенно ниже. Так что не соблазняйтесь рассказами о местных плутишках, обманывающих государство. У нас, русских, здесь, в Италии, - свой путь.
Советы начинающим
Александра Черникова: «Свой бизнес в Италии означает, что ты не сможешь опустить жалюзи в конце рабочего дня, уйти и забыть. Хозяин здесь работает всегда, это стиль жизни. Поэтому, открывая бизнес, лучше выбрать то, что тебе по душе. Работать придется много – я и сейчас иногда работаю по 14 часов в сутки, – и, значит, лучше работать с душой. Если работать только ради денег, без удовольствия, люди это почувствуют и не пойдут - как раз и останешься без прибыли».
Лариса Близнюк: «Я думаю, проще всего начать бизнес в сфере обслуживания – открыть гостиницу, ресторан, салон красоты. Все-таки знание языка тоже не следует сбрасывать со счетов: маловероятно, чтобы русский, пусть даже с юридическим образованием, сразу смог бы открыть адвокатскую контору».
Андрей Ящук: «Русским полезно усвоить, что бизнес здесь прозрачен. Если в России многое зависит от бухгалтера, то здесь бухгалтер (commercialista) никогда не является сотрудником фирмы – он работает в своем офисе, обслуживает разные компании, и подтасовывать результаты вашей деятельности ему ни к чему. К тому же определенные контролирующие обязанности выполняет банк».