Добавить объект Вход

Больше чем гольф

01.01.2011
Автор: Петр ЧЕРНОВ
80
Гольф давно перестал быть просто игрой: сегодня все чаще говорят об индустрии гольфа. Для покупателей недвижимости это означает более широкий выбор качественного жилья, лучшую инфраструктуру и новые инвестиционные возможности.
Не секрет, что месторасположение – главная характеристика для любой недвижимости. И если чаще всего девелопер вынужден подстраиваться под особенности ландшафта, то в случае с гольф-курортами застройщик сам создает привлекательный ландшафт.
В России гольф воспринимается как спорт для избранных. Отчасти это оправданно: в гольф не поиграешь во дворе, главное здесь – хорошее поле, а доступ на него стоит денег. Тем не менее, на Западе это вполне демократичная игра, доступная не только магнатам, но и среднему классу. Именно за счет широкой аудитории гольф стал многомиллиардным бизнесом. Согласно исследованию, проведенному отделением Golf Advisory Practice компании KPMG совместно с девятью ведущими ассоциациями гольфа, эта игра генерирует доход в размере $53 млрд в год, что сопоставимо с оборотом шести Олимпиад! В индустрии гольфа заняты почти полмиллиона сотрудников, их годовые зарплаты составляют $10 млрд.
Цифры говорят сами за себя. Но какое до этого дело российскому покупателю недвижимости? Дело в том, что сегмент домов для отдыха на гольф-курортах – один из наиболее динамично развивающихся на международном рынке недвижимости.
Новые поля появляются каждый год, а для того, чтобы эти проекты быстрее окупались, девелоперы включают в них дополнительные компоненты: отели, спортивно-развлекательную инфраструктуру и недвижимость на продажу.
Главный бич современного рынка недвижимости – слишком высокая плотность застройки. На этом фоне вид на гольф-поле делает дома уникальными: идеальные газоны и искусственные препятствия точно не будут застроены, а значит, великолепный пейзаж за окном гарантирован долгие годы. Очевидно, что такое положение дел сказывается и на цене: по данным международной компании Wimberly Allison Tong & Goo (WATG), дома с панорамным видом на поле стоят в среднем на 20% дороже других объектов внутри одного проекта.

Элита? Заходи
Очевидно, что недвижимость в гольф-комплексах дороже, чем в среднем по рынку. Большое влияние на цену оказывает и громкое имя дизайнера, и известность гостиничного оператора.
Легко ли найти тех, кто готов платить? Оказывается, что проблем с этим нет. Роберт Дэй, вице-президент и директор по проектированию и ландшафтному дизайну WATG, говорит: «Очень часто стоимость домов и апартаментов на гольф-курортах выше, чем в других проектах аналогичного размера. Это, в свою очередь, определяет социальный и финансовый уровень покупателей». Хотя любой может позволить себе поиграть в гольф, недвижимость на гольф-курортах – по-прежнему знак принадлежности к избранному кругу (что является весьма важным мотивом для состоятельных людей во всем мире и особенно в России). В WATG считают, что правильно спроектированный курорт – тот, где есть ощущение простора и эксклюзивности. Сама компания WATG – мировой лидер в сфере консалтинга по проектированию и дизайну недвижимости для отдыха, отелей и гольф-курортов.
При этом Роберт Дэй делает уточнение для желающих попасть в круг избранных: «Важно помнить, что наличие больших денег далеко не всегда означает, что покупатели, попавшие в избранный круг, автоматически приобретают ту же степень утонченности и понимания красивых вещей в жизни». Иными словами, попасть в круг и быть туда принятым – не одно и то же.

На любой вкус и кошелек
И все же жилье на гольф-курортах не обязательно стоит очень дорого. Зачастую поле для гольфа – лишь одна из составляющих инфраструктуры крупных комплексов, которые могут включать многочисленные спортивные сооружения, спа-центр, собственный пляж и т. д. В последние годы строительство гольф-курортов разного уровня с частными резиденциями находится на подъеме. «Девелоперы во всем мире все чаще включают в свои проекты поля для гольфа, чтобы разнообразить предложение, – говорит Марк Сэндилэндз, старший менеджер Golf Advisory Practice компании KPMG. – Доказано, что наличие гольф-составляющей увеличивает цены продаж недвижимости и сокращает срок экспозиции. Кроме того, при грамотном управлении само поле для гольфа становится дополнительным генератором прибыли».
Гольф, безусловно, может выделить жилой проект из ряда ему подобных. Ссылаясь на исследования, в KPMG утверждают, что гольф-поле – второй по значимости «магнит», притягивающий покупателей, после водоемов. Так, в США и Европе прямой вид на море добавляет до 50% к стоимости жилья, а вид на поле – 10–30%. Около 60% опрошенных компанией KPMG девелоперов заявили, что благодаря строительству площадки для гольфа стоимость недвижимости выросла более чем на 20%.
В процесс включились и непрофессионалы. В США появилась поговорка: «Кто не может заниматься фермерством, тот занимается гольфом». Один из американских фермеров долго читал книги по ландшафтному дизайну и наконец перекопал трактором все свои угодья и устроил поле для гольфа. Большинство, конечно, прибегают к услугам архитекторов. В целом же в США индивидуальные операторы, ранее занимавшиеся сельским хозяйством, управляют примерно 17 000 полей. Согласно другой американской поговорке, гольф превратился в «большую мечту маленьких городов», ведь успешные проекты притягивают и крупные инвестиции в недвижимость.

Не гольфом единым
Стоит ли покупать подобную недвижимость тем, кто не знаком с гольфом? Безусловно! «Лишь небольшое число тех, кто приезжает на гольф-курорт или покупает там жилье, действительно играют в гольф, – замечает Роберт Дэй. – На самом деле, если бы каждый, кто купил дом или апартаменты, захотел бы регулярно играть, то на всех не хватило бы времени и места. Покупателей привлекает другое: расположение, качество и полный набор возможностей для отдыха и развлечений».
Марк Сэндилэндз уверяет, что на развивающихся рынках обычное дело, когда 70–90% покупателей такой недвижимости вообще не играют в гольф. Их привлекают красивые виды, атмосфера эксклюзивности и безопасность. Неслучайно в гольф-комплексах все чаще строят спа-центры, создают дополнительные условия для активного отдыха – бега, велоспорта, верховой езды, пеших прогулок, а также магазины и рестораны. Все это делает курорт универсальным.
Разнообразие характеристик и стоимости недвижимости на гольф-курортах поражает воображение. «Сегодня можно найти курорт любого размера, а это расширяет круг потенциальных клиентов, – говорит Роберт Дэй. – На одной границе спектра находятся бутик-курорты, состоящие из одного гольф-поля, небольшого отеля и нескольких сотен частных единиц жилья. На другой – мега-курорты типа Mission Hills в Китае с десятью полями и тысячами резиденций».

Инвестору на заметку
Недвижимость на гольф-курортах – отличная инвестиция. Главное условие хорошего роста цен – имя создателя гольф-поля. Согласно проведенному в США исследованию компании Longitudes Group, LLC, цены жилья на брендовых гольф-полях растут на 28% быстрее средних показателей рынка. Главными звездами сегодняшней гольф-архитектуры считаются Пит Дай, Том Фацио и Джек Никлаус, которых пресса называет «гениями» и «провидцами». Однако в тех же Штатах можно найти вполне доступное жилье вблизи одной из тысяч площадок для гольфа. Это будет гораздо дешевле, хотя быстрый возврат инвестиций в этом случае не гарантирован.
Хорошая возможность получить доход – сдавать собственность в аренду. В этом заинтересованы и застройщики. «Очень часто мы занимаемся дизайном курортов, на которых частные виллы и апартаменты находятся под управлением гостиничного оператора, – рассказывает Роберт Дэй. – Задача собственника – продать их и затем включить в систему аренды. При такой схеме можно снизить начальные затраты: девелопер строит меньший по размеру отель, поскольку знает, что в аренду будут сдаваться частные апартаменты».

География расширяется
Разумеется, для россиян наиболее интересна (в том числе благодаря географической близости) собственность на европейских гольф-курортах. По словам Марка Сэндилэндза, основными направлениями в этом сегменте рынка на протяжении 20 лет были Испания и Португалия. «Однако, – говорит эксперт, – в последние годы добавились и другие направления, такие как Турция, Болгария, Кипр, Дубай и Марокко».
Специалисты компании WATG подчеркивают, что, хотя крупные инвесторы рассматривают возможность строительства гольф-курортов, например, в России, все же смотреть на вещи следует реалистично: «Для гольф-курорта важно, чтобы его можно было использовать значительную часть года». Очевидно, что в России с ее долгими зимами и проблемным межсезоньем для гольфа не лучшие условия. В компании полагают, что потенциал России очень велик, но лучше делать ставку на лыжи, ski-мобили, сауны, аквапарки, шопинг и ресторанный бизнес. Зато у российских любителей гольфа есть лишний повод присмотреться к зарубежной недвижимости.
Несмотря на это, гольф-проекты ведутся не только в регионах с жарким климатом. Если из-за природных условий поля можно использовать лишь несколько месяцев, то комплекс строят как универсальный. По словам Роберта Дэя, правильно спроектированный курорт должен работать круглый год. Он привел пример многих американских горнолыжных проектов, которые максимально загружены и летом, так как предлагают условия для занятий альпинизмом, катания на горных велосипедах и, конечно, для игры в гольф. Такая многофункциональность весьма полезна и с точки зрения окупаемости жилья, расположенного на курорте.

0
Все статьи о стране
Все статьи
Недвижимость в США
Обсуждение