Добавим сюда более чем привлекательную стоимость жилья. И по цене и по уровню восприятия типичная квартира на болгарском побережье сейчас сравнима с хорошим внедорожником – то есть для представителей среднего класса, не говоря уже о более обеспеченных людях, она не является чем-либо недосягаемым.
Принимая во внимание оба этих фактора, становится ясно, что Болгария в качестве массового рынка просто не имеет для нас альтернативы. Поэтому кризис хотя и повлиял на снижение объема российских сделок с болгарской недвижимостью, но не насколько стильно, как по многих другим направлениям. Более того, по некоторым оценкам отложенный спрос даже вырос – в пик кризиса многие рассматривали разнообразные варианты вложения денег, но так и не реализовали их, отложив до лучших времен.
Но есть и проблемы
Иначе обстоит дело с британцами, немцами и скандинавами, которые в начале десятилетия как раз и раскрутили маховик болгарского рынка курортной недвижимости. Не имея особой привязанности к Болгарии, они скупали жилье, ориентируясь только на феноменальные цифры роста рынка, характерные для того периода. Неудивительно, что в кризис, когда цены перестали расти, а финансирование стало менее доступным, европейские покупатели покинули рынок, оставив болгарских девелоперов, уже запустивших сотни проектов в расчете на прежний уровень спроса, в некотором недоумении.
Опустевшая ниша так и осталась незаполненной. Россияне, на которых болгары сейчас возлагают основные надежды, пока не могут вернуться даже к своему докризисному объему сделок, не говоря уже о каком-либо приросте. А проекты, которые изначально строились для экономных европейцев, нам и не очень подходят. Большинство их расположены на удалении от моря, имеют небольшие площади апартаментов или домов, скромную инфраструктуру или ее отсутствие.
Так что снижение средних по рынку цен в течение всего 2009 года оказалось неизбежным. Особенно пострадали проекты с не самым лучшим месторасположением и комплексы, находящиеся на стадии строительства. На самые большие скидки пришлось пойти тем застройщикам, кто не сумел получить банковское финансирование на продолжение строительства. Однако готовые или близкие к завершению, а также хорошо расположенные проекты, как правило, удержали ценовую планку на достаточно высоком уровне.
Своими глазами
Как ни парадоксально, но те болгарские проекты, которые показали наибольшую устойчивость в период кризиса, остаются несколько в тени. Имея стабильное финансовое положение и вполне объективные конкурентные преимущества, их девелоперы предпочитают вести продажи с минимальной скидкой или вообще по прайс-листу. В то же время наибольшая маркетинговая активность наблюдается вокруг проектов, владельцам которых жизненно важно получить хоть какие-то деньги от покупателей. Главное их оружие – большие комиссионные риэлторам, и те в свою очередь расписывают несуществующие преимущества комплексов, само строительство которых нередко находится под большим вопросом.
Как же быть покупателю, который хотел бы воспользоваться рыночной ситуацией и получить хорошую скидку, но в то же время не имеет желания рисковать деньгами? Совет простой – прежде чем резервировать недвижимость, необходимо побывать в Болгарии и посмотреть на то, за что будут затем заплачены деньги. Только так можно понять – не врут ли красивые иллюстрации в буклетах, ведется ли в действительности строительство, соответствует ли месторасположение обещаниям риэлторов. На месте проверьте все документы, с лупой изучите контракты, и если все в порядке, а сам проект пришелся по душе – смело покупайте. Сейчас действительно подходящее для этого время.