Другие компании готовы вкладывать средства в масштабное строительство и на суше, и на воде. Такие проекты должны окупиться за счет продаж не только апартаментов, но и услуг для яхтсменов. Нередко «супермарины» располагаются на месте бывших портов и военных баз, и их строительство играет большую роль как для девелопера, так и для муниципальных, и государственных властей.
Черногорский шик
Марина Porto Montenegro в Бока-Которской бухте Черногории – «любимая игрушка» главы золотодобывающей корпорации Barrick Gold Питера Мунка, но кроме того – это важнейший девелоперский проект для курортного города Тиват. Сама марина, которая должна стать лучшей на Адриатике, рассчитана на 600 судов, при этом 130 мест отведены под яхты длиной от 30 до 150 м. Работы над портом будут завершены к следующему году, он станет официальными «воротами» Черногории и сможет принимать яхтсменов из других стран.
В числе услуг – заправка беспошлинным топливом, вода, электричество, доступ в интернет, круглосуточная охрана. Здесь же предусмотрены апартаменты для команды, парковка, яхт-клуб со спа, бассейном, фитнес-центром. Этим летом в Porto Montenegro открывает свое торговое представительство компания Freedom Maritime, ведущий поставщик яхтенных аксессуаров и оборудования, совместно с Compositeworks, французской компанией, занимающейся ремонтом и обслуживанием мегаяхт.
Одним из главных преимуществ новой марины являются гораздо более низкие, чем в большинстве марин для супер- и мегаяхт, арендные ставки. Это, уверен менеджмент Porto Montenegro, обеспечит популярность Тивата в самом ближайшем будущем.
Что касается недвижимости на продажу, то девелоперская компания Adriatic Marinas намеревается возводить новые апартаменты по мере продажи готовых. Первый комплекс Teuta на набережной уже распродан, к весне 2011 г. будут сданы здания Zeta (22 объекта – студии, апартаменты с одной и двумя спальнями, большие зеленые террасы, вид на марину, 145 000–850 000 евро) и Ozana (23 роскошных объекта – студии и апартаменты с одной – тремя спальнями, вид на море с двух сторон комплекса, 230 000 – 1,885 млн евро). Владельцы жилья Zeta и Ozana получают особые условия по аренде причалов для яхт.
Для Тивата проект Porto Montenegro означает огромные инвестиции в городскую инфраструктуру. Питер Мунк взялся преобразовать большой участок, в прошлом принадлежавший военно-морской базе. Нетронутыми остались бывший Клуб моряков (сейчас в нем располагается офис компании) и парк. По завершении проект должен стать «городом в городе», со спортивным клубом и теннисными кортами, пятизвездочными отелями, магазинами, галереями, морским музеем, рынком, где будут продаваться местные продукты, международной школой, больницей. Застройщик не исключает, что в будущем рядом с Porto Montenegro будет создано поле для гольфа.
Очевидно, что в национальном масштабе проект также имеет важное значение не только в смысле инвестиций в экономику, но и в том, что касается развития элитного туризма, к чему так стремятся власти Черногории.
Невиданный Тунис
Если первая фаза Porto Montenegro будет завершена к началу 2011 г., то тунисский проект Marina Bizerte планируется сдать в декабре 2011 г.
Стратегия примерно та же: стратегическое расположение и низкие по сравнению с Лазурным Берегом, Сардинией и другими европейскими портами цены. Марина с полным спектром услуг сможет принять 900 яхт до 180 м. Рядом будут располагаться рестораны, пиано-бары, ночной клуб, фитнес-центр с бассейном, яхт-клуб, галереи...
Маркетинг-менеджер проекта Кристоф Лакот подчеркивает: «Суперяхт становится все больше, и для них не всегда можно найти причал, поэтому мы сосредоточились именно на этом сегменте. В Marina Bizerte можно будет не только поставить такой корабль, но и получить полное обслуживание, сделать ремонт. Подчеркну, что наши цены намного доступнее, чем у всех конкурентов в западном Средиземноморье (Мальты, Сардинии, Корсики…), мы предлагаем регистрацию яхты на территории оффшора, а также осуществляем беспошлинную заправку топливом».
Вне сомнения, главное внимание в Marina Bizerte уделено именно порту, все апартаменты на продажу сосредоточены в единственном комплексе Nautilus. Однако апартаментов немало – 275 (по словам Кристофа Лакота, 25% уже распроданы), их площадь – от 80 до 600 кв. м, цены начинаются от 1400 евро за 1 кв. м. Из окон открывается исключительный вид на марину, море и старый город Бизерте. В здании располагается фитнес-центр, бассейн, детская игровая зона, предоставляются консьерж-услуги.
Кипр: гармония между морем и сушей
Другая концепция претворяется в жизнь на Кипре. В проекте Limassol Marina соблюдается баланс между инвестициями в причалы и яхтенную инфраструктуру и жилые комплексы.
С одной стороны – 628 мест для яхт (из них семь – для судов более 50 м), сухой док для ремонта и все необходимые коммуникации, с другой – шесть жилых комплексов с 274 апартаментами, пентхаусами и виллами. Плюс яхт-клуб, рестораны, кафе, магазины, культурный центр и разнообразная инфраструктура Лимассола. Строительство яхтенной инфраструктуры уже началось, марина будет открыта в 2012 г., жилые объекты планируется сдать в 2014 г.
Элитные виллы на искусственном острове и полуострове курорта будут располагать собственными причалами, садами и бассейнами. Апартаменты с одной – четырьмя спальнями будут находиться в разных частях проекта Limassol Marina, в четырех комплексах Nereids, Thetis, Dioni и Castle Residences с общими бассейнами и садами.
Стоимость апартаментов в Nereids Residences начинается от 430 000 евро (второй этаж, 50 кв. м, одна спальня, крытая терраса – 10 кв. м) и достигает 2,39 млн евро (четвертый этаж, 129 кв. м, три спальни, крытые террасы – 49 кв. м, открытая терраса – 108 кв. м).
Комплекс Nereids Residences будет построен на «материке», и очевидно, что далеко не все квартиры здесь будут принадлежать «морским волкам». Ведь чтобы оценить качество услуг, элегантные интерьеры, близость ресторанов и пляжа, панорамный вид на море и белоснежные суда, совсем не обязательно выходить в море на собственной яхте.
Весь мир в кармане
Яхтинг – увлечение состоятельных людей, которое предполагает большую мобильность. Сегодня яхта пришвартована в Тивате, на следующей неделе – в Тунисе, и в следующем месяце – в Лимассоле. А ведь Средиземноморье – далеко не единственный яхтенный регион в мире! Карибы, острова Индийского и Тихого региона, Персидский залив, – весь земной шар может стать направлением для путешествий яхтсмена! И неудивительно, что тенденция по созданию комплексов, в состав которых входит как марина, так и жилая недвижимость, носит глобальный характер.
Можно сказать, что в таких проектах яхтенная стоянка выполняет ту же роль, что и гольф-поле в жилых гольф-курортах – она служит ядром комплекса, которое определяет его статус, задает высокий уровень как самой недвижимости, так и услуг. Кроме того, далеко не все яхтсмены предпочитают во время стоянки жить на судне, поэтому апартаменты и виллы в жилых комплексах, входящих в состав марин, имеют хорошие перспективы для сдачи в аренду.