Добавить объект Вход

Слободан Бацкович: «Мы закладываем фундамент на многие годы»

01.09.2009
Автор: Сергей РЫМОВ, Ирина ФИЛАТОВА
53
Господин посол, в последние годы среди россиян очень вырос интерес к Черногории – не только как к направлению для отдыха, но также и как к стране, привлекательной для инвестиций, в том числе в рынок недвижимости. Как на сегодняшний день обстоят дела в экономике Черногории, и насколько изменился ее инвестиционный климат в связи с мировым финансовым кризисом?
Действительно, иностранные инвестиции в значительной степени поддерживают бюджет Черногории. Сейчас правительство прилагает усилия для того, чтобы объем инвестиций не упал слишком резко. Сразу несколько крупных тендеров находятся в процессе. В апреле–мае, когда мировой кризис достигнет пика, будет видно, как будет развиваться экономика страны в будущем. В связи с глобальным экономическим кризисом правительство ­приняло постановление о помощи банкам и бюджетных расходах. Замечу, что сейчас в Черногории наименьший в регионе процент безработных, и пока эта цифра не увеличивается.
В настоящий момент приняты новые законы, регулирующие иностранные инвестиции. В частности идет речь о том, что иностранцам разрешено покупать квартиры и дома с участками. В то же время они не могут покупать земельные участки, находящиеся в собственности государства, но смогут получать концессии на определенное число лет – от 30 до 90.

В каких отраслях экономики Черногории иностранные инвестиции имеют наибольшее значение?
Наибольший объем имеют инвестиции в строительство (новые гостиницы, дороги и автодороги, электроэнергетика, защита окружающей среды и т. д.), и в этом году начинается реализация нескольких больших проектов в этой области. Для Черногории очень важна и сфера туризма – это самый ­значимый источник доходов страны. Мы стремимся, чтобы число туристов не уменьшилось. Для Черногории очень важно производство натуральных, здоровых пищевых продуктов, а также производство алюминия и ­деревопереработка.

Расскажите о наиболее крупных инвестиционных проектах в сфере недвижимости.
Сейчас московская компания «­Метрополь» реализует проект на острове Святого Марка возле ­Тивата, где собирается строить гостиничный комплекс. До этого остров на протяжении 30 лет арендовало французское туристическое общество. Кроме того в Тивате на месте бывшего судоремонтного завода будет построен большой яхтенный порт с различными объектами инфраструктуры, а также отель Four Seasons. Заканчивается строительство водопроводной системы для снабжения питьевой водой городов на побережье.
В Герцег-Нови также идут работы по возведению гостиничного комплекса, которые финансируются арабским капиталом. На полуострове Луштица также в этом году планируется строительство небольшого туристического городка.
Но самым крупным инвестиционным проектом в Черногории станет строительство курортного комплекса на Большом пляже в Ульцине. Объем проекта составит около $12 млрд, а реализация будет длиться 5–10 лет. Скорее всего, он будет финансироваться не одним инвестором, а несколькими. Также в этом году начнется строительство автодороги от города Бар в направлении севера Черногории. Комплекс гостиниц в Милочере и на Святом Стефане после реконструкции откроется уже в этом туристическом сезоне.
Так или иначе, мы надеемся, что по всем крупным проектам ­запланированный объем инвестиций не уменьшится, и это очень важно для Черногории.

Насколько быстро Черногория движется по направлению к Европейскому союзу? Какие выгоды может принести Черногории будущее членство в Евросоюзе?
Действительно, мы бы хотели как можно быстрее стать членом ЕС и стараемся выполнить все европейские требования. Мы подали заявление и теперь ждем ответа, ­после чего страна сможет получить статус кандидата. Тогда Евросоюз определит, что именно Черногория должна скорректировать в законодательной и других сферах, чтобы привести их в соответствие с мировыми стандартами. Впрочем, подготовка идет уже на протяжении нескольких лет и коснулась самых разных ­отраслей.
Почему для нас важно быть членом Европейского общества? Черногория – это маленькая страна, и, если она по-прежнему будет «островом» в единой Европе, это может быть опасно для ее экономики. Вы знаете, что в качестве национальной валюты мы используем евро, пришедшее в 2002 г. на смену немецкой марке. Именно использование европейских валют поддержало Черногорию в период внутреннего экономического ­кризиса в конце 90-х, и мы надеемся, что его повторения не будет.
От вступления в ЕС мы планируем получить в первую очередь экономические выгоды: практическое отсутствие налоговых пошлин при товарообороте, свободное движение людей как рабочей силы и т. д. У нас есть чем привлечь европейских инвесторов: в стране очень низкие налоги на доход, здесь выгодно открывать маленькое производство. Кроме того, первое время мы будем получать финансовую помощь от ЕС для развития инфраструктуры и ­госучреждений.
Мы – молодое государство, которое сейчас закладывает фундамент на многие годы вперед. И в этом строительстве институций, законов и процедур очень большое значение имеет пример, которому мы будем следовать. То, что мы будем восстанавливать порядок именно по образцу, который существует в Европе, очень важно.

Когда, по реальным оценкам, ­может произойти вступление Черногории в ЕС?
Трудно сказать, так как это зависит от многих факторов. Мы готовы очень быстро выполнить европейские требования, но важную роль играют и политические факторы. Как о самом близком сроке можно говорить о 2012 г.
Мы рассматриваем наши возможности в контексте всех балканских стран. Ближе всех к вступлению в ЕС сейчас находится Хорватия. После ее присоединения вне Евросоюза на Балканах останутся Черногория, Албания, Македония и Сербия. И многое будет зависеть от того, как ЕС решит принимать эти страны – поодиночке или все сразу.

Черногория – одна из немногих стран, куда россияне могут поехать без визы. Изменится ли это в случае присоединения Черногории к ЕС?
Когда Черногория войдет в Шенгенскую зону, она должна будет применять общие правила Шенгенского соглашения. Они одинаковы для всех членов шенгенского сообщества, и все граждане стран, не входящих в зону Шенгенского соглашения, должны будут иметь визу. Однако мы надеемся, что вопрос безвизового режима для российских граждан будет решен договором между Россией и ЕС.

Сейчас очень много говорится об ­изменении правил строительства и о более жестком государственном контроле в этой сфере.
Да, мы стараемся упорядочить строительную отрасль и ввести новые, понятные правила. Возведение новых объектов должно осуществляться согласно утвержденным планам застройки. Свои действия владелец должен согласовать с градостроительной комиссией и получить разрешение. Серьезная проблема, которая была связана с отсутствием планов застройки во многих населенных пунктах, сейчас устранена: теперь практически все города приняли свои генеральные и детальные планы, которые согласуются с Генеральным планом республики. Однако бюрократические процедуры получения необходимых бумаг можно и нужно сократить, и мы будем стараться сделать это.
Уже немало россиян приобрели недвижимость в Черногории. Что позитивного вы видите в этом для Черногории? Может быть, есть и какие-то негативные последствия?
Позитивные факторы выросшего ­интереса россиян к Черногории ­налицо. Люди приезжают в страну, с ними приезжают деньги, что очень важно для экономики. Существует спрос на товары и услуги – и это ­положительно.
Пожалуй, единственным минусом можно считать ситуацию, при которой некоторые граждане России, имеющие бизнес или недвижимость в Черногории, не оплачивают налог на доход, полученный на территории страны. Обычно это люди, которые ­занимаются туристическим бизнесом: покупая недвижимость, они сдают ее на сезон. Мы вовсе не против такой деятельности, но каждый должен понимать необходимость уплаты налогов.

Какое место сейчас занимают ­россияне как среди инвесторов, так и среди туристов?
Когда черногорский рынок был ­открыт для иностранцев, основными инвесторами стали австрийцы, венгры и британцы, а Россия находилась только на четвертом или пятом месте. Однако в прошлом году Россия принесла более 300 млн евро прямых инвестиций и заняла первое место. Что будет в этом году, посмотрим. Что касается туризма, то, если не считать соседние Сербию и Боснию, именно из России приезжает самое большое число туристов – 115 000 человек за прошлый год.

Есть ли какие-то преимущества для владельцев недвижимости по времени нахождения в стране?
Этот вопрос регулируется законом об иностранных гражданах: иностранец может получить временную прописку и находиться в стране столько, сколько хочет. По сути, это временный вид на жительство.
В Черногории есть все, чтобы чувствовать себя хорошо. Здесь комфортный климат, стоимость жизни дешевле, чем в Москве, здесь спокойно и безопасно. Надеюсь, что российские граждане согласятся с моим мнением. Поэтому многие выбирают Черногорию, когда уходят на пенсию. Уже печатается русская газета, вскоре будут открыты и школы с обучением на русском.

Если затем человек захочет принять гражданство Черногории, что для этого нужно сделать?
Для этого нужно минимум 10 лет ­постоянного жительства в стране. Но пока таких случаев не было – просто еще не прошло достаточно времени с образования государства.

Что бы Вы хотели пожелать читателям нашего журнала, которые думают о своем будущем в Черногории?
Прежде всего, желаю и россиянам, и черногорцам, чтобы в этот кризисный для мировой экономики период в наших странах сохранился высокий уровень жизни и реализовывалось большинство желаний. Приезжайте, Черногория всех встречает доброжелательно, в этой стране можно найти свой второй дом и чувствовать себя как в родном. Я уверен, что у нашей страны есть прекрасные перспективы.

Слободан Бацкович

Редакция HomesOverseas.ru
0
Все статьи о стране
Все статьи
Недвижимость в Болгарии
Обсуждение