Создание бизнес-центров в Лондоне стало за последние годы действительно искусством, своеобразным состязанием в разработке максимально компактного и комфортного, но при этом вместительного и не чрезмерно дорогостоящего здания, которое, что обязательно, должно обладать архитектурной ценностью.
Великое лондонское разнообразие
Если вам захочется нарисовать картину типичного лондонского офиса, то, даже изучив сотни фотографий и лично побывав в десятках деловых центров, вы вряд ли сумеете это сделать. Вопрос этот по отношению к британской столице почти не имеет смысла. Стеклянные высотки известных бизнес-кварталов Кэнери Варф (Canary Wharf), Сити (City) и Вест-Энд (West End), первые этажи (ground floor) с трапециевидными окнами викторианских домиков районов Челси (Chelsea), Белгравия (Belgravia) и Сент-Джонс-Вуд (St. Jones Wood), экстравагантные офисные комнаты знаменитой башни Норманна Фостера, перестроенные складские помещения и дворцовые площади мировых бизнес-лидеров – все это офисы Лондона.
Как и в любой другой стране, компании серьезного уровня, арендуют целые этажи, где в просторных помещениях работают десятки людей, рабочие места которых разделены лишь низкими перегородками. Однако фирмы поменьше нередко располагаются в площадях настолько скромного размера, а иногда и в таких неприспособленных для бизнеса зданиях, что назвать их «жилище» полноценным офисом достаточно сложно. Дело в том, что принципы сохранения исторического облика практически не позволяют подстраивать офис под конкретную компанию, а тем более изменять внешний вид здания. Поэтому компаниям, арендующим офис в не приспособленном для этого здании, приходится мириться с тем, что обозначить собственное местонахождение иногда возможно лишь мизерной металлической табличкой рядом с домофоном.
Врозь или вместе?
Главная прелесть офиса в бизнес-центре состоит в том, что это место специально создано для работы. Здесь можно разработать планировку, учитывающую будущую численность персонала, расположение офиса относительно сторон света, а иногда и специфику деятельности компании. Любой бизнес-центр предлагает арендаторам сервис, в котором, как говорят англичане, all inclusive – в оплату офиса уже включена стоимость электричества, воды, кондиционирования, интернета, уборки помещений и т. д.
По современным британским стандартам, на каждом этаже бизнес-центра класса А должна находиться комната для переговоров, возможно, отдельное помещение для переговоров по телефону и телеконференций. Такие комнаты обслуживаются владельцем бизнес-центра, и пользование ими входит в стоимость аренды. На каждом этаже как правило отведено место для кухонного пространства, в котором посуда и напитки предоставляются также владельцем офиса.
Нужно отметить дружелюбную атмосферу, свойственную лондонским деловым центрам, и значительные усилия обслуживающего офис персонала, направленные на комфортную работу арендатора. Очень часто администратор, встречающий посетителей на входе в центр и направляющий их на нужный этаж, выполняет функции личного секретаря – он сообщает сотруднику о посетителе и при случае просит подождать за чашечкой кофе. Еще одна немаловажная для Лондона услуга – почтовая рассылка. Так как основная часть делового оборота в Англии по-прежнему происходит по почте, то удобно, когда рассылкой и вызовом курьеров в рамках бизнес-центра занимается отдельный человек или специальная служба.
Кроме непосредственно офисных услуг, компания, сдающая бизнес-центр в аренду, отвечает за парковку, как правило подземную. Для перенасыщенного автомобилями Лондона удобство паркинга – один из главных факторов при выборе как жилой, так и коммерческой недвижимости. Однако в центральных бизнес-комплексах есть хитрый нюанс. На каждого арендатора обычно рассчитано всего одно парковочное место! Считается, что на машине приезжает топ-менеджер, остальных же сотрудников, таким образом, подталкивают к пользованию метро, смягчая проблему автомобильного транспорта в центре.
Все перечисленные черты офиса в бизнес-центре поняты и очевидны. Однако у офиса в деловом центре есть еще одна особенность, которая для многих компаний важнее любого комфорта, – речь идет о престижности. Очевидно, что компания, деятельность которой предполагает личное общение с клиентами, также как и фирма, претендующая на респектабельность, нуждаются в презентабельном офисе – таков их бизнес. К примеру, все серьезные банки расположены в Сити и частично в районе Доклэндс (Docklands), что задает тон всем остальным. Даже начинающий банк не должен позволить себе иметь головной офис в районе, который нанесет урон его репутации, а для молодой компании выдержать арендные ставки центральной части Лондона – это значит выжить.
Цена свободы
Сравнивать офис в бизнес-центре класса А с «независимым» офисом, к примеру, в жилом здании можно, только лишь если последний находится в не менее престижном районе, чем первый. В противном случае все плюсы будут на стороне бизнес-центра. Но если удалось подобрать отдельный офис с хорошим месторасположением, то у него, безусловно, будут определенные преимущества перед деловым центром.
«На мой взгляд, аренда в бизнес-центре – это временное решение, – говорит Андрей Толстой-Милославский из компании Cluttons. – Пока компания новая, не сформулирована концепция развития или идет процесс поиска отдельного офиса, это оправдано. Но большинство компаний в Лондоне расположено все-таки самостоятельно, не в деловых центрах. Если говорить о тенденциях, то очевиден дефицит действительно хороших элитных предложений на рынке коммерческой недвижимости, здесь высокая конкуренция».
В отдельном офисе у вас выше степень свободы. Прежде всего, вы все-таки независимы, что выражается в схеме оплаты счетов за электричество, воду и т. д. в зависимости от вашего потребления, а также в более мягком подходе к сроку аренды. Дело в том, что офисы в современных бизнес-центрах Лондона в подавляющем большинстве сдаются на срок не менее 5 лет, а обычно – на 10 лет. Определенный риск в этом есть – не всегда можно предугадать, будет ли вам подходить через 5 лет офис, который подходит сегодня. Однако при «независимой» аренде ни охраны, ни парковки, ни заранее предусмотренных кондиционеров, высококачественной телефонии и Интернета в вашем офисе не будет до тех самых пор, пока вы самостоятельно все это не установите.
Кстати, свои преимущества есть и офисов, расположенных не в самом центре города. Это известный congestion charge – плата за проезд по центральной части Лондона на автомобиле. Идеальный случай – офис за самой чертой платной зоны, то есть очень близко к центру, но при этом без необходимости дополнительных ежедневных расходов.
«Если ваша деятельность напрямую связана с личным обслуживанием клиентов, тогда однозначна необходимость иметь в Лондоне солидный офис, – говорит Андрей Дмитриев, директор компании «ТрансЕвропейский центр». – Но для нашей компании это не самый принципиальный момент, поэтому мы арендуем офис на границе с Сити, но в то же время не в нем самом. Это нам дает более живую атмосферу вокруг, приятный пейзаж, определенное спокойствие. Мы не переплачиваем лишних денег и находимся в этом районе уже много лет. Тем, кто желает найти офис, я бы посоветовал действовать только через специализированные агентства. В этой сфере очень много тонкостей, не зная которых и не консультируясь с юристом, можно сильно обжечься».
Компании предпочитают аренду
Одна из самых высоких в Лондоне арендных ставок – в уже упоминавшемся здании, спроектированном Норманном Фостером и имеющем прозвище «огурец», – около 900 фунтов за 1 кв. м в год. Она состоит из нескольких частей: базовая ставка – 600 фунтов за 1 кв. м в год, оплата обслуживания внутри здания – 150 фунтов за 1 кв. м, а также местный налог – 130 фунтов за 1 кв. м. Примерно на таком же уровне находятся ставки и в лучших зданиях других престижных деловых районов, таких как Сити, Доклэндс и Вест-Энд.
В офисном районе More London, также проектированном Норманном Фостером, базовая ставка аренды – 625 фунтов за 1 кв. м. Гораздо доступнее дешевые зданиях класса В и С, где ставки находятся на уровне 200–300 фунтов за 1 кв. м, но с понятием «престиж» они несовместимы.
Но что мы все время об аренде? Разве нет возможности приобрести офис в собственность? Возможность-то есть, но компании, желающие владеть офисом, сегодня в меньшинстве. Это связано как с тем, что цены действительно очень высоки, так и с тем, что эксплуатация офиса требует серьезных усилий и специальных знаний.