Добавить объект Вход

Город штаб-квартир

01.09.2007
Автор: Ксения СТАРИКОВА
167
Иметь офис в Лондоне – значит обладать крайне убедительным доказательством солидности своей компании. Если фирма позиционирует себя как крупную, международную и стабильную, то открыть представительство в Лондоне, пусть даже в арендуемом офисе и далеко не в центре британской столицы, – ее неотложная задача.
Высокий уровень деловой активности и сосредоточение мировых финансовых потоков делают Лондон одной их тех мировых столиц, где плотность коммерческой недвижимости наиболее велика. Достаточно нескольких цифр. На 1000 жителей Лондона приходится более 3000 кв. м. офисных площадей. Этот показатель во много раз превосходит московский. Площадь качественных офисных помещений в Москве достигла недавно 3 млн кв. м, в Петербурге – 300 000 кв. м, а в Лондоне – 19 млн кв. м. Разница очевидна.
Создание бизнес-центров в Лондоне стало за последние годы действительно искусством, своеобразным состязанием в разработке максимально компактного и комфортного, но при этом вместительного и не чрезмерно дорогостоящего здания, которое, что обязательно, должно обладать архитектурной ценностью.

Великое лондонское разнообразие
Если вам захочется нарисовать картину типичного лондонского офиса, то, даже изучив сотни фотографий и лично побывав в десятках деловых центров, вы вряд ли сумеете это сделать. Вопрос этот по отношению к британской столице почти не имеет смысла. Стеклянные высотки известных бизнес-кварталов Кэнери Варф (Canary Wharf), Сити (City) и Вест-Энд (West End), первые этажи (ground floor) с трапециевидными окнами викторианских домиков районов Челси (Chelsea), Белгравия (Belgravia) и Сент-Джонс-Вуд (St. Jones Wood), экстравагантные офисные комнаты знаменитой башни Норманна Фостера, перестроенные складские помещения и дворцовые площади мировых бизнес-лидеров – все это офисы Лондона.
Как и в любой другой стране, компании серьезного уровня, арендуют целые этажи, где в просторных помещениях работают десятки людей, рабочие места которых разделены лишь низкими перегородками. Однако фирмы поменьше нередко располагаются в площадях настолько скромного размера, а иногда и в таких неприспособленных для бизнеса зданиях, что назвать их «жилище» полноценным офисом достаточно сложно. Дело в том, что принципы сохранения исторического облика практически не позволяют подстраивать офис под конкретную компанию, а тем более изменять внешний вид здания. Поэтому компаниям, арендующим офис в не приспособленном для этого здании, приходится мириться с тем, что обозначить собственное местонахождение иногда возможно лишь мизерной металлической табличкой рядом с домофоном.

Врозь или вместе?
Главная прелесть офиса в бизнес-центре состоит в том, что это место специально создано для работы. Здесь можно разработать планировку, учитывающую будущую численность персонала, расположение офиса относительно сторон света, а иногда и специфику деятельности компании. Любой бизнес-центр предлагает арендаторам сервис, в котором, как говорят англичане, all inclusive – в оплату офиса уже включена стоимость электричества, воды, кондиционирования, интернета, уборки помещений и т. д.
По современным британским стандартам, на каждом этаже бизнес-центра класса А должна находиться комната для переговоров, возможно, отдельное помещение для переговоров по телефону и телеконференций. Такие комнаты обслуживаются владельцем бизнес-центра, и пользование ими входит в стоимость аренды. На каждом этаже как правило отведено место для кухонного пространства, в котором посуда и напитки предоставляются также владельцем офиса.
Нужно отметить дружелюбную атмосферу, свойственную лондонским деловым центрам, и значительные усилия обслуживающего офис персонала, направленные на комфортную работу арендатора. Очень часто администратор, встречающий посетителей на входе в центр и направляющий их на нужный этаж, выполняет функции личного секретаря – он сообщает сотруднику о посетителе и при случае просит подождать за чашечкой кофе. Еще одна немаловажная для Лондона услуга – почтовая рассылка. Так как основная часть делового оборота в Англии по-прежнему происходит по почте, то удобно, когда рассылкой и вызовом курьеров в рамках бизнес-центра занимается отдельный человек или специальная служба.
Кроме непосредственно офисных услуг, компания, сдающая бизнес-центр в аренду, отвечает за парковку, как правило подземную. Для перенасыщенного автомобилями Лондона удобство паркинга – один из главных факторов при выборе как жилой, так и коммерческой недвижимости. Однако в центральных бизнес-комплексах есть хитрый нюанс. На каждого арендатора обычно рассчитано всего одно парковочное место! Считается, что на машине приезжает топ-менеджер, остальных же сотрудников, таким образом, подталкивают к пользованию метро, смягчая проблему автомобильного транспорта в центре.
Все перечисленные черты офиса в бизнес-центре поняты и очевидны. Однако у офиса в деловом центре есть еще одна особенность, которая для многих компаний важнее любого комфорта, – речь идет о престижности. Очевидно, что компания, деятельность которой предполагает личное общение с клиентами, также как и фирма, претендующая на респектабельность, нуждаются в презентабельном офисе – таков их бизнес. К примеру, все серьезные банки расположены в Сити и частично в районе Доклэндс (Docklands), что задает тон всем остальным. Даже начинающий банк не должен позволить себе иметь головной офис в районе, который нанесет урон его репутации, а для молодой компании выдержать арендные ставки центральной части Лондона – это значит выжить.

Цена свободы
Сравнивать офис в бизнес-центре класса А с «независимым» офисом, к примеру, в жилом здании можно, только лишь если последний находится в не менее престижном районе, чем первый. В противном случае все плюсы будут на стороне бизнес-центра. Но если удалось подобрать отдельный офис с хорошим месторасположением, то у него, безусловно, будут определенные преимущества перед деловым центром.
«На мой взгляд, аренда в бизнес-центре – это временное решение, – говорит Андрей Толстой-Милославский из компании Cluttons. – Пока компания новая, не сформулирована концепция развития или идет процесс поиска отдельного офиса, это оправдано. Но большинство компаний в Лондоне расположено все-таки самостоятельно, не в деловых центрах. Если говорить о тенденциях, то очевиден дефицит действительно хороших элитных предложений на рынке коммерческой недвижимости, здесь высокая конкуренция».
В отдельном офисе у вас выше степень свободы. Прежде всего, вы все-таки независимы, что выражается в схеме оплаты счетов за электричество, воду и т. д. в зависимости от вашего потребления, а также в более мягком подходе к сроку аренды. Дело в том, что офисы в современных бизнес-центрах Лондона в подавляющем большинстве сдаются на срок не менее 5 лет, а обычно – на 10 лет. Определенный риск в этом есть – не всегда можно предугадать, будет ли вам подходить через 5 лет офис, который подходит сегодня. Однако при «независимой» аренде ни охраны, ни парковки, ни заранее предусмотренных кондиционеров, высококачественной телефонии и Интернета в вашем офисе не будет до тех самых пор, пока вы самостоятельно все это не установите.
Кстати, свои преимущества есть и офисов, расположенных не в самом центре города. Это известный congestion charge – плата за проезд по центральной части Лондона на автомобиле. Идеальный случай – офис за самой чертой платной зоны, то есть очень близко к центру, но при этом без необходимости дополнительных ежедневных расходов.
«Если ваша деятельность напрямую связана с личным обслуживанием клиентов, тогда однозначна необходимость иметь в Лондоне солидный офис, – говорит Андрей Дмитриев, директор компании «ТрансЕвропейский центр». – Но для нашей компании это не самый принципиальный момент, поэтому мы арендуем офис на границе с Сити, но в то же время не в нем самом. Это нам дает более живую атмосферу вокруг, приятный пейзаж, определенное спокойствие. Мы не переплачиваем лишних денег и находимся в этом районе уже много лет. Тем, кто желает найти офис, я бы посоветовал действовать только через специализированные агентства. В этой сфере очень много тонкостей, не зная которых и не консультируясь с юристом, можно сильно обжечься».

Компании предпочитают аренду
Одна из самых высоких в Лондоне арендных ставок – в уже упоминавшемся здании, спроектированном Норманном Фостером и имеющем прозвище «огурец», – около 900 фунтов за 1 кв. м в год. Она состоит из нескольких частей: базовая ставка – 600 фунтов за 1 кв. м в год, оплата обслуживания внутри здания – 150 фунтов за 1 кв. м, а также местный налог – 130 фунтов за 1 кв. м. Примерно на таком же уровне находятся ставки и в лучших зданиях других престижных деловых районов, таких как Сити, Доклэндс и Вест-Энд.
В офисном районе More London, также проектированном Норманном Фостером, базовая ставка аренды – 625 фунтов за 1 кв. м. Гораздо доступнее дешевые зданиях класса В и С, где ставки находятся на уровне 200–300 фунтов за 1 кв. м, но с понятием «престиж» они несовместимы.
Но что мы все время об аренде? Разве нет возможности приобрести офис в собственность? Возможность-то есть, но компании, желающие владеть офисом, сегодня в меньшинстве. Это связано как с тем, что цены действительно очень высоки, так и с тем, что эксплуатация офиса требует серьезных усилий и специальных знаний.

0
Все статьи о стране
Все статьи
Недвижимость в Великобритании
Обсуждение