Добавить объект Вход

Вместе или врозь?

01.01.2011
Автор: Ольга ЛЯДКОВА
36
Тема вероятного объединения северной и южной частей Кипра обсуждается сколь горячо, столь же давно. Рапорты об успехе переговоров перемежаются с заявлениями о невозможности вести диалог. Каковы же реальные прогнозы воссоединения, и какую роль в этом вопросе играет тема недвижимости?
Выгодное географическое расположение Кипра, как своеобразного моста между Европой и Азией, не раз оборачивалось для его жителей трагедией. История Кипра – это прежде всего история его завоеваний могущественными державами. Одной из них стала Османская империя, захватившая остров в 1571 г. Несмотря на упорство и мужество киприотов, турецкое владычество продлилось более трех веков и в 1878 г. сменилось господством Великобритании. Долгожданную независимость кипрское государство получило лишь в 1960 г., причем в нем выделялись две самоуправляемые общины – греческая и турецкая.
Однако уже в 1974 г. в результате антиправительственного мятежа греческих войск, находившихся на Кипре в качестве гарантов кипрской независимости, к власти пришла группа радикалов, выступавших за присоединение острова к Греции. В ответ на Кипр были введены турецкие войска, которые захватили 38% территории страны.
В ходе военного раздела острова из турецкой части Кипра бежали, оставив свои дома и все имущество, около 200 000 греко-киприотов, из греческой – приблизительно 30 000 турок-киприотов. С этого момента Кипр разделен на северную (турецкую) и южную (греческую) части, причем граница проходит прямо через столицу острова Никосию. На северной части в 1983 г. была провозглашена так называемая Турецкая Республика Северного Кипра, признаваемая только Анкарой. Республика Кипр, территория которой полностью вошла в состав ЕС, контролирует южную часть острова, а северные территории считает оккупированными.

Шаги к примирению
В 2003–2004 гг. генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предпринял активные действия для восстановления единства Кипра. Для этих целей под эгидой ООН была разработана программа воссоединения острова, получившая название «план Аннана». Она была вынесена на референдум в апреле 2004 г. и нашла поддержку жителей Северного Кипра, однако подавляющее большинство населения Республики Кипр сочло план неприемлемым и учитывающим только интересы турецкой стороны. На этом произошло фактическое замораживание переговоров.
Следующая попытка договориться была предпринята лидерами двух общин в 2006 г. Речь на переговорах шла о создании технических комитетов, включающих представителей от обеих сторон, для подготовки списка вопросов к обсуждению на каждой из предстоящих встреч лидеров Северного и Южного Кипра. Однако этот этап носил скорее формальный характер, так как даже те немногие договоренности, которых удалось достичь, не воплотились в жизнь, а технические комитеты и рабочие группы так и не были сформированы.
Толчком к возобновлению переговоров после двухлетнего перерыва послужило избрание в феврале 2008 г. нового президента Республики Кипр – Димитриса Христофиаса. В избирательной программе нового лидера греческой общины острова был сделан особый акцент на то, как важно объединение и какую пользу оно должно принести обеим общинам с экономической точки зрения.
Новый президент Республики Кипр активно включился в процесс возобновления переговоров, и в марте 2008 г. состоялась его встреча с лидером Северного Кипра Мехметом Али Талатом. На ней было достигнуто принципиальное согласие о возобновления переговоров о мирном урегулировании ситуации на острове и незамедлительном запуске работы совместных комиссий по подготовке необходимой документации. Практическим результатом стало открытие КПП в самом центре Никосии, на пешеходной улице Ледра.
Несмотря на оптимистичный настрой лидеров общин, официальные переговоры под эгидой ООН начались только в сентябре 2008 г. В их основе лежит план, согласно которому объединенный Кипр станет двухобщинной и двухзональной федеративной республикой с широкими автономными правами каждой из ее частей.

Сложности в переговорах
За 40 встреч, проведенных с сентября 2008 г., Димитрис Христофиас и Мехмет Али Талат обсудили шесть разделов будущего соглашения, в том числе организацию и разделение власти будущей федеративной республики, отношения с ЕС, гарантии и безопасность, собственность и экономические вопросы. Стороны исключили вмешательство в ход переговоров ЕС и ООН, но не отрицают того, что в сложных технических вопросах они могут воспользоваться помощью европейских экспертов.
Однако, после того как на парламентских выборах в Северном Кипре победила Партия национального единства, опередившая Республиканскую партию во главе с Мехметом Али Талатом, переговоры осложнились. Партия национального единства декларирует раздел острова и создание на его территории двух отдельных государств как единственное решение, возможное для Кипра. Согласно опросам, проведенным в сентябре 2009 г., эту точку зрения поддерживает более 50% населения турецкой общины, и только 17% выступают за объединение страны в форме федеративной республики.
Республика Кипр не вполне довольна ходом переговоров еще и из-за того, что, несмотря на заранее подготовленные обеими сторонами необходимые документы, где были выражены их позиции, лидер турецкой общины начинал обсуждение всех вопросов каждый раз с самого начала. Характерно, что стороны стали встречаться друг с другом раз в две недели, тогда как раньше были приняты еженедельные переговоры.
Не слишком оптимистичны и данные опроса общественного мнения греческой части Кипра, опубликованные газетой Phileleftheros, в сентябре 2009 г., по завершении первого раунда переговоров. Так, 75% греков-киприотов полагают, что переговоры с турецкой стороной не приведут к объединению острова в 2010 г. При этом 71% считает, что Кипру следует продолжать блокировать переговоры Турции о ее вступлении в ЕС, пока та не откроет для Кипра свои морские и воздушные порты.
18 сентября на сессии Национального совета – высшего консультационного органа при президенте Республики Кипр по решению кипрского вопроса – была принята резолюция, подтверждающая базовые принципы греко-кипрской стороны на переговорах. Среди них – разоружение Кипра и упразднение британских военных баз, восстановление базовых свобод и прав человека для всех киприотов, в том числе – право беженцев вернуться в свои дома. При этом отвергается любое решение, которое привело бы к узакониванию существующей ситуации или образованию двух независимых государств.

Два мира, два мнения
30 октября 2009 г. Димитрис Христофиас и Мехмет Али Талат провели очередную встречу в рамках переговоров, на которой обсуждался один из наиболее проблемных вопросов объединения – недвижимая собственность на северных территориях. Позиции сторон выглядят следующим образом: юг острова настаивает на приоритетности прав прежних владельцев собственности, а север стремится переместить баланс в сторону новых. По результатам встречи помощники лидеров получили задание составить список критериев, по которым будет решаться вопрос о собственности, в частности им поручено подготовить перечень разных типов и категорий недвижимой собственности и возможных мер по урегулированию вопросов о правах на данное имущество, как, например, компенсации или обмен.
Сторонам удалось пока сойтись только на признании первоначальных владельцев истинными владельцами собственности, что же касается распределения прав владения, у каждой стороны есть свое особое мнение. Обсуждение по этому едва ли не самому болезненному для обеих сторон вопросу продолжилось в конце ноября.

Неподведенные итоги
После того как второй раунд переговоров по объединению Кипра будет завершен, обе общины снова примут участие в референдуме, чтобы проголосовать об объединении острова на новых условиях. Реальным сроком проведения референдума сейчас называют весну 2010 г.
Идея политиков о создании двухзонального, двухобщинного федерального государства, которое объединит народы, общество, экономику и которое будет действительно функциональным, кажется вполне реальной. Увы, но социологические опросы общественного мнения жителей обеих общин, показывают, что прогнозы скорого объединения острова слишком оптимистичны.
Отношение жителей благополучной в экономическом и социальном плане Республики Кипр к предстоящему объединению с бедными северными территориями можно назвать скорее негативным, большинство видит в объединении только неблагоприятные для юга перспективы. В северной же части преобладает стремление сохранить существующее сепаратное положение дел.
Что же касается недвижимости на северных территориях, которая может соблазнить покупателей низкой ценой, то ее покупка остается крайне рискованной. Право собственности первоначальных (до 1974 г.) владельцев недвижимости признается международным сообществом, и те, кто сейчас использует бывшие дома и земли греко-киприотов на северных территориях, неизбежно столкнутся с необходимостью урегулировать ситуацию.

0
Все статьи о стране
Все статьи
Недвижимость на Кипре
Обсуждение