Теперь же, по всей видимости, для рынка недвижимости Абу-Даби настал момент истины. За последние два года в эмирате был создан новый туристический центр, начала работу национальная авиакомпания Etihad, а параллельно с этим набирала обороты большая рекламная кампания, призванная привлечь в страну новых туристов и инвесторов.
Грандиозные амбиции
На то, чтобы занять прочную позицию на рынке, у Абу-Даби ушло больше времени, чем у Дубая. Бум недвижимости, который в настоящий момент переживает Абу-Даби, начался вскоре после смерти шейха Зайеда, который считается отцом ОАЭ, когда руководить страной стал его сын – шейх Халифа. В августе 2005 г. он подписал новый закон о недвижимости, в котором впервые позволил гражданам ОАЭ владеть и торговать землей эмирата, до этого земля могла быть передана в пожизненное пользование только в качестве дара. Граждане ОАЭ и стран Персидского залива получили право владеть землей в определенных районах на правах freehold, тогда как иностранцы получили возможность приобретать недвижимость на правах возобновляемой аренды сроком на 99 лет.
Примерно тогда же были учреждены и получили землю шесть новых компаний, занимающихся недвижимостью, – Sorouh Real Estate, Aldar Properties, Al Qudra Holdings, Tamouh Investments, Al Rayan Investments и Hydra Properties. Их общей целью стало догнать Дубай с его амбициозными проектами и огромными суммами привлеченных иностранных инвестиций. В результате в данный момент в Абу-Даби ведется строительство недвижимости более чем на $100 млрд.
Один из основных на сегодняшний день проектов – Yas Island компании Aldar, стоимостью $40 млрд и площадью 2500 га, – включает в себя более 4000 апартаментов и вилл и такие объекты, как гоночный трек «Формулы-1», шикарные отели, площадки для гольфа мирового класса, пристани для яхт, огромный торговый комплекс, парк Warner Brothers и нашумевший парк Ferrari. Первый этап строительства комплекса планируется закончить в 2009 г., жилые площади будут выставлены на продажу в 2008 г.
Та же компания представляет инвесторам проект Al Raha Beach стоимостью $14,7 млрд. Он находится в 15 мин. езды от международного аэропорта, вблизи от одной из основных магистралей Абу-Даби–Дубай. Комплекс располагается рядом с естественным пляжем с площадью 520 га и рассчитан на 120 000 жителей. Иностранные граждане могут приобретать здесь апартаменты на правах 99-летней возобновляемой аренды.
Среди крупных проектов также выделяется Reem Island, его стоимость – несколько миллиардов долларов. Здесь будут расположены объекты ведущего комплекса компании Sorouh – Shams Abu Dhabi, в том числе 83-этажный небоскреб Sky Tower. В процессе реализации находятся и такие проекты, как Golf Gardens компании Sorouh и Al Gurm Resort компании Aldar.
Нельзя не упомянуть о 27-миллиардном проекте управления по делам туризма Абу-Даби – комплексе Saadiyat Island, что в переводе означает «остров счастья». Строительство развернуто на одном из 200 естественных островов вблизи Абу-Даби. Здесь будут последовательно возведены семь районов. Первым по плану (к 2012 г.) будет построен культурный район с пятизвездочными курортами и тысячами жилых объектов. В этом районе расположатся музей Гуггенхайма, ультрасовременное здание архитектора Фрэнка Гэри, которое станет самым крупным музеем Гуггенхайма в мире, и Лувр Абу-Даби архитектора Жана Нувеля.
Несдержанный оптимизм
Так как рынок Абу-Даби только еще формируется, пока нет точной информации о приросте стоимости недвижимости и доходах от аренды. Тем не менее Джеймс Казаэй, руководитель отдела продаж и аренды компании Aldar, замечает: «Наша компания недавно запустила проекты Al Bandar и Al Muneera на побережье Аль-Раха. Цена 1 кв. м в мае была около $2560, а теперь возросла до $4360. Мы ожидаем, что, когда наступит завершающая стадия строительства, цены вырастут до $6410 за 1 кв. м». Он прогнозирует и хорошие доходы от аренды: «Покупатели первой очереди в комплексе Al Raha Gardens могут рассчитывать на 12–15% в год от стоимости жилья, все последующие – на 8–12%. Мы считаем, что спрос на аренду и доходы от нее будут очень высоки из-за существующей нехватки жилья, и в ближайшие два-три года изменений не ожидается. Особой популярностью пользуются побережье Корнич и некоторые другие районы».
По прогнозам Standard Chartered Bank, рост арендной платы составляет в Абу-Даби порядка 36% и значительно меньше – 16% – в Дубае. Недавние исследования компаний Colliers International и Shuaa Capital выявили, что недостаток жилья будет ощущаться еще в течение двух ближайших лет, и только в 2009 г. предложение наконец-то догонит спрос.
Никаких дополнительных сложностей при покупке недвижимости иностранцами в Абу-Даби, согласно законодательству, нет. «Сейчас на продажу выставлены три основных объекта, – объясняет Джеймс Казауэй, – это Al Raha Beach, Reem Island и Saadiyat Island. Приобрести апартаменты на правах freehold могут представители любой национальности. Виллы же на правах freehold могут приобретать только граждане ОАЭ и стран Персидского залива, а иностранцам следует заключать договор возобновляемой аренды сроком на 99 лет».
Компании-застройщики предоставляют иностранным гражданам множество ипотечных программ и вариантов субсидий. Первоначальный взнос обычно составляет 10% от стоимости недвижимости. В настоящий момент в Абу-Даби не взимаются налог на прирост капитала, подоходный налог и налог на корпорацию. Регистрационный сбор составляет около 2% в случае покупке freehold и 1% при возобновляемой аренде.
Неограниченное честолюбие
Абу-Даби стремится доказать, что по масштабу роскоши не уступает Дубаю, а в чем-то и превосходит соседа. В Абу-Даби достаточно зелено, здесь растут деревья и это первое (если не считать жару), что замечаешь по приезде. Другая отличительная особенность Абу-Даби – инфраструктура. Чтобы избежать транспортного хаоса, до начала жилищного строительства была проложена 10-полосная магистраль, благодаря которой обеспечивается доступ к многим из строящихся и планируемых объектов. Проверить эффективность этих мер можно будет позже: по прогнозам специалистов, численность населения Абу-Даби к 2015 г. удвоится и составит 3,4 млн человек. К тому же сейчас более половины жителей города моложе 20 лет, а это значит, что очень скоро следует ожидать значительного увеличения количества машин на дорогах.
В числе объектов-сенсаций можно назвать огромную, четвертую в мире по размеру мечеть из белого мрамора с 57 куполами, которая является уменьшенной (хотя и не сильно) копией знаменитого индийского храма Тадж-Махал, а также новый аэропорт, который, как планируется, после открытия в 2010 г. будет пропускать 20 млн пассажиров в год.
Учитывая практически неограниченные объемы потенциальных инвестиций, честолюбие компаний-застройщиков и растущее количество квалифицированных работников, трудно поспорить с тем, что Абу-Даби уверенно идет к своей цели. И сложно отрицать, что стать одним из первых иностранных инвесторов, вложивших средства в развитие эмирата с самым высоким уровнем ВВП на душу населения, – весьма заманчивая перспектива.