Коротко о главном
Холмистая и равнинная, традиционная и космополитичная, туманная и яркая, Великобритания пронизана сетью дорог – множеством идеальных скоростных трасс, железнодорожных путей, локальных и международных наземных и водных маршрутов.
Однако при всей романтичности легендарного ландшафта, а также двухэтажных автобусов и кэбов – нерушимых символов Великобритании и Лондона в частности – у британской транспортной системы существует целый ряд «слабых мест». Эксперты отмечают, что основной проблемой является отсутствие единой транспортной политики в государстве. И прежде всего – правительством не выработана долгосрочная стратегия, которая бы «сбалансировала» потребности автомобилистов и тех, кто пользуется общественным транспортом.
Как следствие, Великобритания имеет одну из самых перегруженных (хотя и развитых) транспортных сетей в Европе; а приватизация железнодорожных путей только обострила положение, увеличив численность личного автотранспорта на дорогах страны. Что, тем не менее, не означает, что для комфортной жизни в Британии обязательно иметь личный автомобиль. Прежде всего это касается больших городов, в которых система общественного транспорта вполне адекватна, хотя и весьма дорогостояща в сравнении со стоимостью аналогичных услуг в России. Здесь местный житель может вполне избежать оплаты содержания автомобиля и парковки (а при въезде в центр Лондона – еще и дополнительной пошлины в размере £11,50). Однако жителям деревень и городов, удаленных от основных железнодорожных и автомобильных маршрутов, как правило, намного удобнее иметь собственные машины.
Как добраться до Великобритании
Добраться до Великобритании можно несколькими способами, но географические особенности островного государства диктуют путешественникам необходимость более тщательно продумывать свой маршрут.
На самолете
Прямые перелеты связывают Москву и Лондон на ежедневной и круглогодичной основе. Российский авиаперевозчик «Аэрофлот» вылетает из московского аэропорта «Шереметьево», а британская компания British Airways – из «Домодедово». Перелет из обоих российских аэропортов длится около четырех часов и завершается в самой загруженной воздушной гавани Европы, Хитроу, а с 15 ноября 2016 года самолеты из России будут приземляться еще и в Гатвике. За билеты в оба конца придется заплатить 16 000-20 000 рублей.
В Санкт-Петербург летает только British Airways, а время в пути (3 часа 40 минут), как и стоимость билетов (от 17 500 рублей), незначительно отличаются от московских показателей.
Перелет в Эдинбург, Кардифф или Белфаст совершается с пересадкой в одном из европейских городов, что, кстати, мало влияет на стоимость билетов в сравнении со стоимостью авиаперелета по маршруту Москва-Лондон.
Поездом
Напрямую добраться из российских городов в Британию на поезде нельзя. Вариант с минимальным количеством пересадок – 37 часов пути из Москвы в Париж, а уже в столице Франции пересадка на поезд Eurostar, который за два часа домчит путешественника до Лондона. При этом варианте суммарная (РЖД+ Eurostar) стоимость проезда в одну сторону составит около €350-400. Раннее бронирование билета Москва-Париж никак не повлияет на стоимость проезда, в то время как ценовая политика Eurostar куда более гибка: если покупать билет за пару месяцев до поездки, то вместо стандартных €100 можно приобрести его, к примеру, за €56.
На автомобиле и паромом
Маршрут на личном транспорте может стать не менее утомительным по количеству остановок и пересадок в сравнении с использованием общественного транспорта, но, безусловно, может оказаться на порядок более разнообразным и интересным. Для начала необходимо добраться до одного из портов материковой Европы: это могут быть французские портовые города Гавр, Кан, Шербур, Сен-Мало или Роскоф, либо населенные пункты, расположенные на севере Испании, Сантандер или Бильбао. Именно отсюда отходят пассажирские паромы, направляющиеся в британские порты Портсмут, Пул и Плимут, а также в ирландский город Корк. Например, паромная переправа из французского Гавра в Портсмут, ближайший к британской столице порт, будет стоить около £30 для одного пассажира и в одну строну. Тот же самый маршрут, на ту же дату, но уже с автомобилем обойдется в £79. Самый дешевый транспорт для перевозки паромом – велосипед, пассажир со своим байком может проехать за £35.
На сегодняшний день к берегам Великобритании причаливают судна из Скандинавии (Дании, Норвегии, Швеции), Франции и Нидерландов, но, как правило, это либо грузовые судна, либо круизные лайнеры, совершающие путешествие вокруг Европы, по Средиземному или Карибскому морям. Кстати, из порта Саутгемптон в Нью-Йорк до сих пор отходят трансатлантические рейсы – и именно по этому маршруту шел печально известный «Титаник». Классическое семидневное путешествие через Атлантику на борту современного (и безопасного!) судна Queen Mary 2 будет стоить от £700 на человека.
Как передвигаться по стране
В последние годы стремительный рост трудовой миграции постепенно увеличивал численность автомобилей на дорогах британских мегаполисов, а значит, ухудшение экологического состояния было не более чем вопросом времени. Британские власти всячески пытались ограничить вредное воздействие транспортных средств на экологию: вводили плату за въезд в определенные районы, освобождая от пошлин автомобили на альтернативном топливе, повышали стоимость парковки, и, наконец, предприняли попытку популяризовать велосипеды.
Так, по инициативе теперь уже бывшего мэра Лондона Бориса Джонсона, в столице было организовано 839 велосипедных стоянок, а любым из 13 600 велосипедов можно пользоваться за символическую, по лондонским меркам, плату. За доступ к велосипеду на 24 часа необходимо заплатить £2, после чего следует почасовая оплата: первые 30 минут бесплатно, и по £2 оплачиваются за каждые последующие 30 минут. Но надо быть аккуратным и бдительным, например, если устроиться на отдых в парке, «припарковав» рядом велосипед (именно так поступают многие туристы), сумма стоянки может обойтись незадачливому велосипедисту в сумму до £300, которые будут списаны с карточки. Несмотря на столичный трафик и загазованность, таким способом передвижения не пренебрегают и жители Лондона: берут велосипед у дома, и сдают его около работы. Способ этот и бюджетен и удобен, поскольку все больше транспортной инфраструктуры (стоянки, новые велодорожки) создается именно для велосипедистов. Действительно, число велосипедных полос резко возросло за последний год – это произошло за счет сужения автомобильных полос по всему центру Лондона, и, соответственно, повлияло на плотность автомобильного трафика.
За пределами Лондона активно пользуются велосипедами только в нескольких студенческих городах, в основном жители периферийных городов и крупных районных центров передвигаются на машинах и общественном транспорте.
Общественный транспорт
Система проездных предоставляет возможность пассажиром пользоваться общественным транспортом на более выгодных условиях, чем при однократных поездках. К примеру, можно приобрести комбинированный проездной на поезд, автобус, метро и паром, воспользоваться сезонным снижением цен или купить билет на время вне часа пик.
Несмотря на то, что в Лондоне общественным транспортом пользуется больше людей, чем в любом другом европейском городе, столичный транспорт остается очень дорогим. Так, тарифы Лондона в четыре раза превышают цены на билеты в Риме – и в 15 раз выше стоимости проезда в Будапеште. Тем не менее, поездки на любом виде общественного транспорта имеют довольно широкий ценовой диапазон и почти всегда есть выбор из нескольких опций.
Так, для оплаты билетов на метро, автобус и трамвай в Лондоне необходимо приобрести карточку Oyster или Travel Сard – с недавнего времени оплата проезда наличными в автобусах Лондона отменена. За изготовление туристического варианта Oyster Card придется заплатить £3, но в дальнейшем это поможет экономить на каждом билете почти половину стандартной стоимости. Например, однократная поездка на лондонском метро в пределах первой зоны по карте Oyster стоит £2,4, при этом стандартный тариф здесь же составляет £4,9. Более того, при неоднократном использовании Oyster в течение одного дня, максимальная сумма лимитируется в зависимости от типа используемого транспорта и зон поездок. Примерно так же ситуация обстоит и со знаменитыми британскими автобусами, так называемыми double deckers, – разница в стоимости стандартного билета и проезда по карте Oyster составляет 1 фунт (£2,5 против £1,5). Необходимо отметить, что можно вовсе не покупать билет, а пользоваться бесконтактной кредитной (дебетовой) картой – сегодня это самая популярная опция у лондонцев наряду с оплатой через Apple Pay. Также с сентября 2016 года в лондонских автобусах появилась новая опция: билет действует в течение часа, то есть, заплатив один раз, можно сколько угодно много раз менять маршрут.
Железнодорожный транспорт: городской и междугородний
Избежать знаменитых британских пробок помогает городской железнодорожный транспорт – метро и электрички (к этой же категории можно условно отнести и трамваи). Подземка в привычном для нас понимании есть только в Лондоне, Ньюкасле и Глазго. Помимо Лондона различные варианты железнодорожных путей развиты в Манчестере, Бирмингеме, Эдинбурге, Глазго, Кардиффе, Белфасте, Лидсе и Ливерпуле.
Сеть железных дорог в Великобритании является старейшей в мире. На сегодняшний день в стране функционирует пять высокоскоростных магистральных линий, расходящихся из Лондона в остальные части страны, что позволяет связать административные центры с периферийными районами. Кроме того, существуют региональные железнодорожные линии и плотная сеть пригородных дорог. Путешествовать по стране поездом гораздо дороже, чем автомобилем, однако в отличие, например, от междугородних автобусов, именно поезда позволяют добраться в любой, даже самый отдаленный уголок Британии.
Основным транспортным хабом страны считается, конечно, Лондон. В городе насчитывается 14 железнодорожных вокзалов. Так, поезда из Англии в Уэльс отправляются с лондонского вокзала Paddington, отсюда же отходят поезда до международного и самого загруженного аэропорта Великобритании и всей Европы Хитроу. В западную часть Шотландии, а также до паромов, следующих в Ирландию и Северную Ирландию, идут поезда с вокзала Euston. Крупные города материковой Европы с Лондоном соединяет железнодорожная линия вокзала St. Pancras International. Например, путешествие между столицами Англии и Шотландии начнется с вокзала London King's Cross, продлится чуть менее пяти часов и будет стоить от £60 (стандартный класс, без возможности возврата и обмена билета). Поездка по тому же маршруту в вагоне первого класса будет стоить уже около £250.
Путешествие из Лондона в Париж на поезде Eurostar по знаменитому туннелю под проливом Ла-Манш обойдется примерно в £65, однако зачастую эта поездка как по времени, так и по стоимости сопоставима с авиаперелетом. Сэкономить позволяет раннее бронирование и покупка ж/д билетов на будние дни по маршруту туда и обратно.
Городские и междугородние автобусы
Автобус – еще один способ исследовать страну вдоль и поперек. К тому же, он более бюджетен, чем железные дороги. Существуют различные компании, предлагающие разнообразные маршруты между городами, в том числе специальные туры по историческим местам Англии. Стоит помнить, что билеты на междугородние автобусы необходимо приобретать заранее, в противном случае, если отложить это до момента посадки, билеты они быть раскуплены – а все места заняты. Основными, но, безусловно, не единственными автобусными операторами в Великобритании считаются National Express, Megabus, easyBus и Scottish Citylink. Так, официальный сайт компании National Express обещает более 100 британских направлений по цене от £5, и 450 маршрутов в Европу и Ирландию по цене от £15, а Megabus часто предлагает места на междугородние рейсы всего за 1 фунт. По факту, автобусная поездка из Лондона (станция Victoria Coach Station) в Эдинбург на National Express стоит от £18, а часовая поездка из Манчестера в Ливерпуль действительно обойдется в £5, а то и в £3. Если же приобрести билеты на Megabus заранее, то можно доехать из Лондона в Манчестер за £1.
Что касается знаменитых «дабл-декеров», то в среднем, при покупке билета прямо перед посадкой в автобус, его стоимость составит £1,5.
Такси
Такси, или, вернее, черный кэб, – еще один культовый символ Великобритании. Все поездки тарифицируются по счетчику: за посадку придется заплатить £2,80, а за каждый км пути еще по £3,3. Удовольствие это не из дешевых, поэтому местные жители сравнительно редко пользуются этим видом транспорта, отдавая предпочтение миникэбам или услугам мобильных приложений Uber или Gett. Так, заказывая такси через Gett, к подъезду подадут именно черный кэб, а если заранее в приложении указать маршрут, то поездка будет иметь фиксированную цену, намного дешевле счетчика и чуть дороже ставок Uber. То есть, это отличная возможность пользоваться черным кэбом, но по более доступной цене.
Современные технологии в помощь путешественникам
Одним из преимуществ транспортной системы Великобритании перед российской является ее доступность людям с ограниченными возможностями. Многие транспортные ведомства публикуют информационные листовки для путешественников с ограниченными возможностями, а пожилые люди, слепые или инвалиды могут обратиться в местный совет и получить бесплатный или льготный проездной. Как правило, автобусы оснащены специальной подножкой, которой управляет водитель – благодаря ей пассажир, передвигающийся на инвалидном кресле, может без посторонней помощи попасть в автобус, внутри которого коляска надежно фиксируется. Удивительно, но на улице Лондона ты видишь много самостоятельно передвигающихся инвалидов: сначала это кажется довольно странным. Ровно до тех пор, пока не понимаешь, что государство предоставляет этим людям истинную возможность передвигаться по городу свободно, без посторонней помощи. Пандусы, рейлы, подножки – здесь есть абсолютно все для беспрепятственного перемещения по любому виду местности. Этот же момент, кстати, касается и путешественников с тяжелыми чемоданами: даже откуда-то из пригорода Лондона тяжелый багаж не придется поднимать и тащить: система эскалаторов, продуманных пандусов и лифтов поможет удобно добраться до вокзала или аэропорта.
Конечно, нельзя упустить из виду такие, казалось бы, экзотические виды транспорта, как канатная дорога и речной трамвайчик. Все они сосредоточены в Лондоне и крупнейших городах туманного Альбиона – и недаром, ведь максимальный поток иностранных путешественников и экспатов оседает, как правило, именно в этих направлениях. Так, в Лондоне можно прокатиться на канатке, построенной арабской авиакомпанией Emirates Airline к летним Олимпийским играм 2012 года. На сегодняшний день 6-минутное удовольствие обойдется в £3,5, а вечером продолжительность путешествия вдвое увеличивается и дополняется красочным видеороликом с музыкальным сопровождением. Или же еще один интересный вид транспорта – скоростная лодка по Темзе MBNA Thames Clipper, которая перевозит пассажиров с 20 пирсов, расположенных по обоим берегам Темзы в центральном и восточном Лондоне. Билет стоит от £4,20 до £8 для взрослого, а если использовать карту Oyster, то его стоимость составит £3,90-7,20. Для многих жителей Лондона это незаменимый вид транспорта для поездки на работу из таких дальних районов, как, например, Вулич.
Для пользователей общественного транспорта также существует большое количество удобных приложений для смартфонов, позволяющих планировать маршрут с комбинированием нескольких видов общественного транспорта, а также отслеживать расписание поездов и автобусов в режиме реального времени. Это позволяет, например, не ждать автобус на остановке в неведении, а подойти за пару минут до его прибытия.
Полезные приложения для путешественников
Сегодня трудно представить поездку в другую страну без электронного гаджета с массой полезных приложений. Вот несколько программ, которые могут однозначно пригодиться в путешествии по Англии:
Citymapper – приложение для поиска оптимального и самого быстрого маршрута из одной точки в другую. Показывает время прибытия того или иного автобуса и другого вида транспорта.
MAPS.ME – подробные оффлайн карты городов. Огромный выбор населенных пунктов и возможность пользоваться ими без подключения к интернету – неоспоримые преимущества приложения.
National Express – официальный сайт национального оператора автобусных маршрутов, позволяющий забронировать билет во множество городов Британии и Европы.
Trainline – программа, позволяющая забронировать и купить билет на поезд.
NationalRail – официальный сайт железных дорог, где можно спланировать маршрут, посмотреть расписание и актуальную ситуацию с поездами в случае их задержек или поломок.
UK Bus Times Live – приложение для гаджетов на системе Android. Карта маршрутов и планировщик путешествий на общественном транспорте с расписанием движения автобусов, поездов, трамваев, метро и паромов. Покрывает всю Великобританию и работает на всей материковой части (Англия, Шотландия, Уэльс).
Tube Map London Underground – интерактивная карта лондонской подземки.
Uber или Gett – приложения для поиска такси или частных водителей.
Портал HomesOverseas.ru благодарит за помощь в подготовке статьи Ирину Симонян (Henley & Partners Switzerland AG), Егора Шишковского (LondonDom) и Елену Майерс (Domovoi Management Ltd).
photocredits: flickr
Ольга Шошина
HomesOverseas.ru