Добавить объект Вход

Развод по-кипрски

01.09.2008
Автор: Ольга ЛЯДКОВА
2706
Проблема Северного Кипра существует уже более 30 лет: легитимность этой территории не признает ни одна страна, кроме Турции, решения ее органов власти нелегитимны, оформленные в ней документы не обладают юридической силой – А компании продолжают продавать иностранцам местную недвижимость. Но примерно половине покупателей домов на Северном Кипре рано или поздно предъявят права их бывшие владельцы.
В 1960 г. бывшая британская колония стала самостоятельным государством – Республикой Кипр. Греческая и турецкая общины, жившие на острове, получили равные возможности в управлении новой страной, гарантами существования которой стали Великобритания, Греция и Турция.
Однако между представителями новых органов власти сразу же возникли серьезные противоречия, связанные с учреждением отдельных греческих и турецких муниципалитетов в пяти городах Кипра. Греческие киприоты предлагали создать смешанные муниципалитеты, тогда как турки, составлявшие 18% от населения острова, настаивали на сохранении раздельного правления.

Деление на два
Трения между общинами продолжались до 1967 г., когда в Греции произошел военный переворот и к власти пришла хунта «черных полковников». При новом режиме Греция рассматривала Кипр как подчиненные ей территории, тогда как президент Кипра Макариос, управлявший государством в тот период, всегда стремился к сохранению независимости острова. В июле 1974 г. греческая хунта провела на Кипре переворот с целью заменить Макариоса своим ставленником. Однако уже через неделю военный режим в Греции пал, таким образом, исчезли все поводы для интервенции.
Тем не менее в августе турецкие войска провели «мирную операцию» на острове, после чего 37% территории Республики оказались оккупированными, а около 200 000 греков-киприотов были изгнаны из своих домов. В то же время с юга острова на захваченные земли двинулись около 30 000 турков. После этого Кипр был поделен на две части, между которыми протянулась 180-километровая «Зеленая линия». Особое положение сложилось в городе Фамагуста, который оказался ничьим: греки покинули его, а турецкие войска туда не вошли, и теперь некогда оживленный порт пустует уже более 30 лет…
В 1983 г. северный, турецкий, Кипр объявил о своей независимости, однако абсолютным большинством стран это было признано незаконным. Так, Совет Безопасности ООН издал ряд резолюций, предписывающих не признавать самопровозглашенное государство. Полноценным государством Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК) признает только Турция, отрицая при этом легитимность правительства Республики Кипр.

Средиземноморский призрак
В Северном Кипре используются турецкие лиры, все экспортно-импортные операции и связь осуществляются через Турцию. Так, для международных телефонных звонков следует набрать турецкий телефонный код +90 392, интернет-домен Северного Кипра является доменом второго уровня .nc.tr под турецким доменом первого уровня .tr, обычная почта высылается через турецкий город Мерсин. Морские порты Северного Кипра объявлены закрытыми для всех судов с 1974 г. Для зарубежных поездок жители северных территорий как правило пользуются турецкими паспортами.
Евросоюз продолжает рассматривать ТРСК как свою территорию, находящуюся под иностранной военной оккупацией, поэтому в России любые официальные документы ТРСК (визы, документы о недвижимости, верительные грамоты послов и др.) считаются недействительными.
Попытка попасть на территорию Республики Кипр с северной части острова при отсутствии официальной визы может быть расценена как незаконное пересечение границы, вместе с тем посещение Северного Кипра через южную часть острова не возбраняется, и при въезде в ТРСК виза ставится на отдельном вкладыше.

Под знаком 1974-го
Инвестиции в недвижимость непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра сегодня, пожалуй, самые рискованные в мире, так как сделки не отвечают нормам международного права. К тому же нельзя забывать, что у приобретенной собственности через некоторое время может обнаружиться хозяин, владевший ею до событий 1974 г. и вовсе не собиравшийся ее продавать.
Сейчас только в Европейском суде по правам человека в Страсбурге рассматривается около 1500 исков, поданных греками-киприотами. Результатом может стать потеря не только инвестиций на Кипре, но и жилья на родине, и выгодное на первый взгляд вложение может оказаться чрезвычайно дорогостоящей авантюрой.
Процедура оформления документов при покупке на территории ТРСК сложна, поэтому перед подписанием каких бы то ни было документов необходимо проверить титул владельца в Департаменте регистрации земельных угодий в южной части острова. Проверка и регистрация недвижимости на севере считается незаконной и не имеет юридической силы. Покупка дома, принадлежащего владельцу из Южного Кипра, может квалифицироваться как уголовное преступление и наказываться лишением свободы на срок до 7 лет.
Однако даже если у объекта не было другого законного владельца, кроме продавца, абсолютная чистота сделки не гарантирована. В ТРСК существует четыре основных вида документов, удостоверяющих право собственности (титулов):
1) freehold иностранца – документ, признанный на международном уровне, большинство обладателей которого составляют европейцы, купившие недвижимость на Кипре до 1974 г.;
2) турецкий freehold – документ, которым владеют турки-киприоты, также купившие недвижимость до 1974 г.;
3) freehold ТРСК – документ на недвижимость, которая до 1974 г. принадлежала грекам-киприотам и сегодня продается на Северном Кипре. При этом freehold ТРСК бывают двух видов – «Эсдеер» и «Тахсис». «Эсдеер» относится к территориям, занятым турками-киприотами, бежавшими с греческой части острова. «Тахсис» – это титул, который присваивается земле, отданной Анкарой турецким семьям в качестве компенсации за жизни солдат, погибших в войне 1974 г. Необходимо учесть, что практически всю недвижимость с freehold ТРСК греки-киприоты по-прежнему продолжают считать своей, поэтому приобретение ее незаконно.
Законно купить недвижимость на севере Кипра можно, только если она принадлежала турку-киприоту до 1974 г. и сделка оформляется в Департаменте регистрации земельных угодий Южного Кипра. Примечательно, что даже когда турки-киприоты переоформляют собственность на детей, обращаются в этот департамент, а не в органы Северного Кипра.
Соответствующие ситуации относительно турецких земель в Южном Кипре практически не возникают: таких территорий мало, и на них как правило сейчас живут сами турки.

Новая надежда на объединение
Переговоры об объединении острова идут давно, но пока не приносят результатов. Последней попыткой был референдум, проведенный под эгидой ООН 26 апреля 2004 г. Против объединения на основе плана, предложенного Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, проголосовали 75% греков-киприотов, тогда как большинство турок-киприотов выступили за.
План Аннана заключался в создании двухобщинного и двухзонального государства вместо единой Республики Кипр, что, по мнению греческого населения острова, было бы равно легализации Турецкой Республики Северного Кипра. Военные части Турции могли бы остаться на острове, а договоры между ТРСК и Турцией были бы признаны законными. Согласно плану, северная часть получала бы право вето в объединенном правительстве Кипра.
Переговоры возобновились только после избрания нового президента Кипра в этом году: их ведут лидеры греческой и турецкой общин Димитрис Христофиас и Мехмет Али Талат. Были достигнуты договоренности об открытии пропускного пункта на «Зеленой линии» в центре Никосии, началась подготовка к финальному этапу переговоров по объединению. Все это дает надежду на то, что вопрос о единстве острова наконец сдвинется с мертвой точки.

Сколько стоит объединение
Двум общинам Кипра сейчас не дает объединиться квартирный, а точнее, земельный вопрос: ТРСК активно рекламирует недвижимость – но неясно, чья же она.
Площадь северной части Кипра составляет 3350 кв. км. Лишь четвертая часть земли неоспоримо принадлежит туркам-киприотам, а значит, согласно законодательству Республики Кипр, может являться предметом купли-продажи. Если Кипр останется разделенным, то новые жильцы, возможно, так никогда и не узнают, что прав на владение недвижимостью у них нет. Если же процесс сближения активизируется, то первыми, кого заинтересует земля на cевере, станут ее бывшие владельцы.
Справедливо будет отметить, что в экономическом плане объединение Кипра принесет огромные доходы государству. Норвежский Институт исследования мировых проблем недавно опубликовал результаты исследования, посвященного экономическим аспектам решения кипрской проблемы. Согласно оптимистичному сценарию, в случае образования единого государства на остров в ближайшие годы поступит около 700 млн евро, инвестированных в туристическую сферу, и около 400 млн евро – в сферу строительства. Кроме того, около 150 млн евро будет вложено зарубежными гражданами в развитие образования, 100 млн евро придет в банковский сектор и сферу услуг. В общей сложности объем иностранных инвестиций к 2015 г. может достичь 4 млрд евро.

4
Все статьи о стране
Все статьи
Недвижимость на Кипре
Обсуждение
Николай
Какая-то чушь
На территории любой страны действует только ее закон и что законно а что нет решает только эта страна
Западные люди не могут решать что законно а что нет в чужих странах
Это мышления колониалиста
28 января 2023, 21:03:35
Ответить